Дизайн и советское общество

К сожалению, все эти рисунки сохранились лишь в эскизах или образцах ткани. В конце 30-х годов, когда еще жестче стали формулироваться идеологические требования, было решено уничтожить «политически вредные», «формалистические» рисунки и полностью сточить с таким трудом выгравированные медные валы для печати по текстилю. Не случись этого, сегодня можно было бы повторить этот уникальный тираж.

Метро

В 30-е годы в СССР разрабатывалось несколько глобальных проектов, привлекавших большое число художников, архитекторов, оформителей и дизайнеров. Прежде всего, это строительство Московского метрополитена и возведение Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, а затем - проектирование комплекса зданий Дворца Советов.

Из всей разнообразной и сложной работы по проектированию и оформлению станций метро, которая началась еще в 1930-31 годах, в нашем обзоре рассмотрены именно те проекты, которые менее всего известны и представляют собой исключительно дизайнерскую часть всех подземных и надземных комплексов.

Московское метро так и остается цельным, самостоятельным подземным государством. Оно проектировалось именно как система, и потому внешним атрибутам придавалось такое же значение, как и непосредственно строительным работам. Художник-график Лазарь Раппопорт придумал логотип метро - ту самую букву "М", напоминающую плотную и устойчивую конструкцию. Советские модельеры разработали несколько типов фирменной одежды - для машинистов поездов, дежурных по станции, руководства и даже продавцов мороженого в метро.

Станции, их убранство и конструктивное решение проектировали многие известные архитекторы, среди них - Александр Душкин, Иван Фомин, Николай Колли, Дмитрий Чечулин. В первых проектах и демонстрационных рисунках И. Таранова 1931 года раскрыта именно дизайнерская суть новой транспортной системы - намечена связь метро и города, показан принцип движения пассажиров по эскалатору, расположение перронов, входов и выходов из метро, разработана пластика внутреннего подземного пространства. Хаос и перегруженность московских улиц конца 20-х годов противопоставлена чистоте и простору города л осле ввода линий метро в эксплуатацию. Так было - так будет. "От Москвы купеческой - к Москве социалистической" - так назывался специальный фотоальбом, выпущенный издательством Изогиз в 1932 году. Новый общественный быт в столовых, домах-коммунах, транспортная эффективность метро - все это должно было изменить облик города.

По статистике 1932 года каждый вагон московского трамвая перевез за сезон 900 тысяч пассажиров. Вот почему «без метро не может жить будущая Москва», - писал автор книги "От старой к новой Москве" П. Лопатин. В данном издании описывались чудеса еще не построенного метро - и самодвижущаяся лестница, и подземные платформы, "залитые сплошной волной искусственного света", и разные киоски с газетами, папиросами, напитками, и подходящий каждые полторы минуты поезд, и точная, как часы, система управления движением с диспетчерскими пультами и экранами, на которых светящиеся лампы показывают занятые поездами участки пути.3

Метро изначально проектировалось как образцовый объект. В начинку станций входили не только турникеты или разменные кассы, но и скамейки, специальные книжные или цветочные киоски, система указателей. Этим занималось специально созданная 12-я архитектурная мастерская Моссовета, в которой работали уже известные нам проектировщики интерьеров комплекса газеты "Правда".

Киоски и разменные кассы для метро были решены в "аэродинамическом" стиле, характерном для транспортного дизайна 30-х годов - с преобладанием мягких криволинейных поверхностей и блестящими металлическими накладными деталями. В такой стилистике прочитывался особый образ метро как технически безукоризненной системы, все детали которой подогнаны друг к другу и работают четко, как часы. Особое место в метро занимали средства визуальной информации и коммуникации. Необходимо было не только показать схему линий метро, обозначить места пересадок, но и выбрать хорошо читаемый шрифт, разработать технологию изготовления надписей.

На примере отдельных станций видно, как влияла на проектировщиков метро смена стилистики в архитектуре. Интерьер станции метро «Дзержинская» был осуществлен по проекту Николая Ладовского и представлял собой как бы продолжение туннеля с расположенными по кольцевой образующей кессонов светильниками. На других станциях той же первой линии, открывшейся в мае 1935 года, уже чувствуется влияние классических традиций в архитектуре. Более независимым от стилевых перемен по внешнему облику оказалось чисто функциональное оборудование комплекса -эскалаторы, турникеты, ограждения из гнутых металлических трубок, киоски, кассовые павильоны и урны.

Продолжение: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13