Дизайн и советское общество

По приведенным специально образцам мебели и светильникам видно, что в них еще сохранялась стилистика предыдущего этапа -сложная пластика, основательная тяжеловесность, налет стилизации под классику, под стиль Викторианской эпохи - "чиппендейл" или "шератон".

Сошлемся на мнение специалиста тех лет: "За последние годы наши мебельные фабрики уже выпустили значительное количество мебельных гарнитуров: для столовых, спален, кабинетов, гостиных. Однако преувеличенные размеры выпущенных изделий, их сложные формы и относительно высокая стоимость мешали широкому использованию этих изделий в массовых квартирах". Любопытен вывод, к которому приходит автор статьи: "Чем меньше мебели в комнате, тем красивее интерьер и тем удобнее пользоваться как предметами мебели, так комнатой в целом".5

Вместо послесловия

Двадцать пять лет отечественный дизайн развивался обособленно от общемировых художественных процессов. Это положение явилось причиной серьезных социальных и творческих последствий. Воображение советских вождей рисовало себе Страну Советов как Третий Рим, что невольно сказалось на стилистике произведений архитектуры и дизайна тех лет. Но полностью отгородиться от современных течений в формообразовании было невозможно. Никакие «железные занавесы» не в состоянии были изолировать творческих людей от мировой художественной культуры. Вторая мировая война при всех её жертвах и невзгодах дала возможность миллионам наших соотечественников увидеть иную архитектуру, познакомиться с непохожей цивилизацией жителей восточной и западной Европы. Эти уроки не прошли даром. Кроме того    множество    предметов    обихода    было    вывезено возвращавшимися на родную землю военными. Трофейные картины, ковры, швейные машинки, светильники, одежда, посуда, мебель и даже автомобили появились в жизни советских людей. Вся эта утварь значительно отличалась от обстановки рядового советского жилища и скорее связывала помыслы наших соотечественников с романтическим дореволюционным прошлым, чем со светлым коммунистическим «завтра».

Как эти процессы ассимилировались в реальной работе архитекторов и дизайнеров - ещё предстоит исследовать, но стало очевидно, что советское общество в результате познанного зарубежного стандарта жизни заметно изменилось. После войны постепенно включался в действие механизм моды. Уже нельзя было сдержать людей в узких рамках придуманного унифицированного стандарта. Побежденная Германия оказалась обустроена основательней чем страна-победительница. И как не пытались руководители правящей партии противостоять «разлагающему духу мещанства», остановить процесс трансформации обыденной жизни было невозможно. Потерпел ли крах «Великий эксперимент»? Он просто не смог завершиться, поскольку сами авторы не учли в должной мере «человеческий фактор». Тоталитарный дизайн уступил место реальному дизайну, рациональным пафосом которого был пронизан следующий этап развития просыпающегося советского общества, общества, целью которого после войны стало «догнать и перегнать США».

1 И. Липецкий. Интерьеры комбината "Правда" - Архитектура СССР, 1934, №7, с.28

2 Н. Бесчастнов. Агиттекстиль. - "Декоративное искусство СССР", 1986, !2, с.48

3 П. Лопатин. От старой к новой Москве. Моспартиздат. 1933

4 С. А. Сильвестрова. Таким было начало. - "Техническая эстетика, 1985, !6, с.5-11

' Л.З.Чериковер. Мебель, осветительные приборы, декоративные ткани и обои в интерьере. В книге: - Интерьер жилого дома. Москва, 1954, с.99

Продолжение: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13