Дизайн и советское общество

А началось все с проекта переоборудования пассажирского вагона в котором впервые был применен принцип наглядного сравнения. В 1945 году по поручению министра транспортного машиностроения В. Малышева вагоностроительный завод имени Калинина должен был подготовить проект нового пассажирского вагона, сочетавший максимум комфорта при минимальных затратах. В декабре 1945 года заводское конструкторское бюро обратилось за помощью и консультацией к Ю. Соловьеву, который и собрал группу проектировщиков.4

В старом вагоне были тяжелые и неудобные верхние полки, отсутствовали столики у боковых мест, окна были узкими, освещение

- тусклым. На подмосковном заводе в Лианозово были построены в натуре два варианта интерьеров вагонов - один по проекту инженеров, и другой - по проекту Ю. Соловьева, Ю. Сомова и при участиии Г. Лебедева и И. Кулакова. Сравнение шло явно в пользу дизайнеров

- интерьер выглядел светлым, просторным, изящным. По стилю -это был геометрический функционализм, с намеком на обтекаемость, динамику. Края сидений, светильников, полок, контуры окон были закруглены. Рельефные ребра жесткости, накладные металлические декоративные полоски, уступы в формах пепельниц и плафонов подчеркивали зрительное движение в глубину пространства вагона.

Авторы заслуживают всяческого уважения за создание в те годы проекта, обеспечивающего максимум возможного комфорта в ситуации крайней затесненности и экономии площади. Они показали

завидную изобретательность в решении всех мелочей - вплоть до трансформации полок, откидных столиков в проходах, пепельниц и ручек, отлитых из алюминиевых сплавов. Фактически этот проект почти без изменений выпускался отечественной промышленностью в течение 50 лет.

После успешного завершения этого первого проекта в 1946 году и было создано Архитектрно-художественное бюро при Главном управлении вагоностроения Министерства

транспортного машиностроения.

В 50-е годы была заново создана система службы Аэрофлота - со всеми ей присущими графическими атрибутами, сохранившимися до наших дней - логотипом и фирменным цветом. Были заново построены аэропорты - в Москве и Ленинграде. Архитекторам и дизайнерам пришлось решать непривычные функциональные задачи - оборудование залов ожидания, устройство информационных табло, проектирование стоек для оформления билетов и сдачи багажа, разработку мобильных трапов. В эти годы на линии вышли первые реактивные и турбореактивные самолеты. Первые "ТУ-104", несмотря на сверхсовременный внешний вид - внутри были оборудованы по типу интерьеров поездов с вышитыми занавесками, мебелью в "русском стиле" и домашними настольными лампами. Сейчас такой интерьер самолета мог бы восприниматься как остро авангардный. В те же годы дизайнеры выступали за "интернациональный стиль" и старались находить более функциональные и стилистически современные решения.

В послевоенные годы начался выпуск нового типа автобуса с вагонной компоновкой, закругленным корпусом, по типу экспериментальных довоенных образцов с поперечным расположением двигателя в задней части. Позже он претерпел несколько модификаций. Самая долгоживущая модель автобуса -ЛИАЗ-677 с автоматической трансмиссией и просторным салоном - была создана в 1967 году и выпускалась более 20 лет.

Жилище

Война принесла с собой огромные разрушения. Практически полностью были уничтожены целые города. В руинах стояли Сталинград, Минск, Новгород, Смоленск, Севастополь, Орел, Курск. Перед правительством СССР встала насущная задача восстановления жилого фонда, обустройства уничтоженных кварталов, площадей и улиц. Эта проблема потянула за собой решение задачи оборудования строящихся и реконструируемых квартир новым оборудованием и мебелью. Книга "Интерьер жилого дома", выпущенная Академией архитектуры в 1954 году, оказалась на переломе стилевых тенденций. Под воздействием программы массового жилищного строительства архитекторы задумываются об экономном использовании площади, приближении интерьера к более рациональному, демократичному образцу. На фотографиях отдельных обставленных комнат появляется более современная по формам мебель, без непременных орнаментальных накладок и вычурных форм. Хотя массовыми эти типы интерьеров можно было считать лишь условно: четырех- пятикомнатные квартиры с эркерами, карнизами, лепными потолками, встроенными шкафами и раздвижными перегородками. Скорее всего, это были эталоны обстановки квартир зажиточных семей или номенклатурных работников в домах улучшенного типа.

Продолжение: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13