Дизайн и советское общество

Мода на одежду в 30-х годах формировалась под влиянием спортивных парадов, спартакиад и физкультурных зачетов на значок "Готов к труду и обороне". Молодежная мода включала как непременный атрибут белые парусиновые тапочки, которые начищали зубным порошком, белую кепку или берет, белую майку с крупными вертикальными или горизонтальными полосами.

Несмотря на очевидные достижения по созданию уникальных объектов, профессия дизайнера в СССР в 30-е годы развивалась как бы в скрытой форме. Стране были известны имена актеров, писателей, ученых, изобретателей, летчиков, иногда - художников и архитекторов, в то время как дизайнеры оставались в тени. В 20-е и 30-е годы они не имели собственной профессиональной организации по типу союза художников, композиторов или писателей. В 20-е годы существовали неформальные объединения такие как "Группа конструктивистов", "ЛЕФ", "Октябрь", частично дизайнеры сотрудничали с объединением архитекторов "ОСА". Члены творческих групп создавали оригинальные проекты, вырабатывали направления развития дизайна. В 30-е годы дизайнеры были распылены и специализировались по отдельным отраслям промышленности. Первая дизайнерская организация универсального профиля была создана лишь по окончании Великой Отечественной войны. Возрождение дизайна.

Наверное, первые послевоенные годы были наиболее трудными для Советского государства, для его культуры, и для дизайна. С одной стороны, последствия войны: гибель миллионов людей, разрушения, переориентация промышленности исключительно на военный заказ. С другой, - возросшая сила идеологического давления, которую иллюстрирует хотя бы такой факт, что почти любая книга в конце 40-х - начале 50-х годов выходила с крупным портретом Сталина на титульном листе. Оформление сводилось зачастую лишь к использованию орнамента из лавровых или дубовых листьев. В индустрии кино все директора или руководящие работники были одеты в военные френчи. Вводилось раздельное обучение в школе -для мальчиков и для девочек. Постановление ЦК Партии о борьбе с космополитизмом - это тоже конец 40-х годов.

В ситуации послевоенного возрождения промышленности и восстановления разрушенных городов снова потребовались дизайнеры-стилисты и художники-оформители. Для подготовки таких специалистов в 1945 году были воссозданы Строгановское училище в Москве и аналогичная художественно-промышленная школа в Ленинграде. Ректором Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшего Строгановского) стал профессор Захар Быков, ученик Родченко, выпускник ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа. Так возникла своего рода основа преемственности и база для возрождения и дизайнерской специализации вуза.

Специалистов дизайнерского типа в воссозданной Строгановке стали готовить на факультетах деревообработки, металлообработки и пластмасс. Так вновь появились мебельщики, интерьерщики, дизайнеры тканей, посуды. "Металлисты" снова как когда-то в 20-е годы переключились на промышленную тематику - металлическую мебель, проектирование автомобилей и автобусов, светильников и т.д. Дизайн средств транспорта

В послевоенные годы были созданы первые дизайнерские бюро универсального типа - не внутризаводские, а более широкого профиля. Одним из них стало АХБ (Архитектурно-художественное бюро) при Министерстве судостроительной промышленности. Это ведомство контролировал Лаврентий Берия, подчинивший себе все оборонные министерства. Художественным руководителем АХБ был назначен выпускник Полиграфического института Юрий Соловьев.

Среди крупных разработок этого Бюро в 50-е годы - разработка интерьеров первой атомной подводной лодки, проект городского троллейбуса, интерьеры и общий вид прогулочного речного теплохода, оборудование кают атомного ледокола "Ленин", планировочное решение цельнометаллического пассажирского железнодорожного вагона, проекты трансформирующейся мебели.

Фактически перед Соловьевым как руководителем АХБ стояло две задачи. Первая - найти людей художественно и изобретательски одаренных, способных работать по-новому, современно, чувствовать стиль, конструкцию, пластику. В период расцвета в искусстве и архитектуре "сталинского ампира" этому нигде не учили. Первыми его сотрудниками стали выпускники Строгановки, ставшие в последствии видными художниками, действительными членами Российской академии художеств - Илларион Голицын и Игорь Обросов.

Вторая задача заключалась в том, чтобы приучить руководителей всех рангов к тому, что существует дизайн, максимально наглядно показать его достоинства и преимущества для общества, поскольку проектное бюро было государственной организацией. В своей последующей деятельности в качестве директора Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики Соловьев развивал дизайн "сверху" - через демонстрацию чиновникам высшего ранга преимуществ дизайна на конкретных примерах. Дизайнеры проектировали изделия не только исходя из своей профессиональной интуиции и художественного опыта, но и опираясь на научно-прикладные исследования - по антропометрии и эргономике, по технологии и рациональной организации производства. Это помогало убеждать в преимуществах дизайнерского решения по сравнению с традиционными инженерными разработками.

Продолжение: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13