Дизайн и советское общество

Любителям и профессионалам тех лет приходилось проявлять массу изобретательности для того, чтобы втиснуть оборудование фотолаборатории - бачки, красные лампы, увеличители, ванночки для печати - в свои однокомнатные жилища. Одни использовали комнаты в ночное время, другие переоборудовали чуланы, третьи -устраивали нечто вроде раздвижных, трансформируемых шкафов. И это тоже было стихийное массовое изобретательство - прообраз народного дизайна.

Вообще в прессе в те годы, да и позже, вплоть до наших дней постоянно публиковались рисунки всевозможных бытовых устройств, складной убирающейся мебели. Массовое самодеятельное творчество во всех областях - начиная от оборудования квартиры и кончая самолетами - характерная черта советской жизни, быта, дизайна. Конечно, это было вызвано нехваткой соответствующих изделий. Каждый потребитель тут действовал по принципу "голь на выдумки хитра". Изобретательность и изворотливость нужны не только в быту, но и в работе профессиональным инженерам и дизайнерам...

На фотографиях 30-х годов можно часто увидеть развеселую компанию вокруг одного из чудес техники - патефона. Патефоны брали с собой на природу - чтобы слушать пластинки, благо не нужно электричества, лишь заводи пружину, и даже в путешествие на поезде - как это видно на "рекламной" фотографии из журнала "СССР на стройке". Этот прямоугольный, обтянутый дерматином ящик стал символом определенного уровня достатка и прослужил многим советским семьям не один десяток лет.

В конце 30-х годов в Москве стали проводиться опыты по устройству кабельного телевидения. Рядом с проводами радиотрансляции предполагалось протянуть провода телевизионной трансляции. Выпускались и простейшие телеприемники. Основной частью в них являлась вращающаяся спираль из зеркальных пластинок - "диск Нипкова". На эту спираль проецировалось лучом света изображение, разбитое на строки. Размер "картинки" получался примерно 5x5 сантиметров. Звук шел отдельно через радиотрансляцию.

Летние кафе и городской дизайн в 30-е годы

В довоенных художественных фильмах часть действия специально происходила на улицах, преимущественно летом, чтобы показать, насколько прекрасен облик социалистических городов, насколько все в них удобно устроено и доступно человеку. На перекрестках и на бульварах - услужливые операторы возле устройств для взвешивания, продавцы мороженого в белых фартуках; продавцы газированной воды с белыми прямоугольными ящиками на велосипедных колесах или с велосипедным приводом. На турели поверх кубической емкости укреплялись стеклянные цилиндры с разноцветными сиропами и вращающимися внизу стаканами. Все это оборудование сохранялось на улицах Москвы вплоть до начала 50-х годов. Городская среда в идеале представлялась благоустроенным парком - с белыми деревянными эстрадами и беседками в формах классической архитектуры, скамейками и непременными статуями девушек с веслом, отлитыми из цемента и выкрашенными в белый цвет.

Особой популярностью москвичей пользовались установленные в середине 30-х годов киоски по продаже жареных котлет. Котлеты производства Московского мясокомбинатом им. А. Микояна, были дешевы, их можно было свободно купить в дополнение к тому

ограниченному количеству мясных продуктов, которые москвичи получали по карточкам.

Желание городских властей благоустроить город реализовалось художниками в серии проектов летних кафе с балюстрадами и навесами, в отдельных образцовых проектах торговых киосков.

Этой работой занимались как архитекторы, так и дизайнеры. Проектирование летних кафе требовало известной изобретательности поскольку оборудование должно было быть легким, складируемым, дешевым.

Как конкретные дизайнерские произведения могли уживаться в перенасыщенной декоративными и изобразительными элементами среде -показывают выставки второй половины 30-х годов. Это был особый жанр дизайнерского творчества, к нему относились тщательно готовившиеся экспозиции для международных выставок в Париже или Нью-Йорке. Выставки, для которых создавались дорогостоящие павильоны, украшенные скульптурой на крыше - либо Рабочий и Колхозница, либо Рабочий со Звездой. Внутренняя отделка павильонов включала все виды изобразительного и прикладного искусства - роспись стен, витражи и мозаику, лепные барельефы, гигантские фотопанно, скульптуру, керамические вазы и т.д. Здесь так же, как в Советском павильоне в Париже в 1925 году, было сохранено своего рода единство экспозиции. Однако главная задача стала другой - не столько показать демократический функциональный срез жизни, сколько поразить воображение зарубежных посетителей богатством и мощью Страны Советов. Вкрапления техники в этих экспозициях имели уже меньшее значение, чем собственно сам фасад экспозиций. По тому же пути развивалось и оформление главной выставки страны - Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ), которая за свою историю претерпела несколько трансформаций.

Продолжение: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13