Архив одной мастерской

Е. Посвянская

Верьте глазам своим: книга Марка Коника «Архив одной мастерской» (Сенежские опыты) - это действительно архив, действительно одной мастерской, а именно Сенежской студии. Начиная с 1974 года, почти тридцать лет ее деятельность представляла одну из интереснейших сторон советского дизайна - «движения, так и не ставшего профессией» (М. Коник, «О себе и своем деле», 1994). Работа студии имела форму регулярных двухмесячных практических семинаров, которые проводились под эгидой Союза художников СССР. Адресом творческой встречи не обязательно становилась Сенежская мастерская, семинары проводились в разных городах Союза и даже в других странах. В каждом таком семинаре принимало участие от двадцати до сорока художников, архитекторов, дизайнеров, ученых. Помимо обмена опытом, результатом работы студии всякий раз становился проект. Проект, ради которого и собирались все эти люди, - предложения по реально существующей ситуации, тому или иному фрагменту городской среды, или городу в целом. Иногда такой проект предлагал решение проблем, свяанных с эмоциональной жизнью города, чаще он их ставил.

«Архив одной мастерской» предлагает читателю композицию документальных материалов: проекты Сенежских семинаров, дополненные текстами разных лет, непосредственно связанными с деятельностью студии. Это отдельные семинарские программы, рецензии на них и теоретические статьи, суммирующие опыт студии и обозначившие ключевые темы в ее работе. Все это в целом -документальное свидетельство иной эпохи, не искаженное комментариями, и это послание из другого времени в нынешней российской ситуации может вызывать раздражение (прописные истины!), недоумение (а зачем это нужно?) и удивление (неужели такое было?). Обнаруживается не только пропасть во взглядах на искусство между не таким уж далеким, но совершенно теперь непостижимым прошлым и нашим прозаическим настоящим. Главное - это вообще невозможность, ни в какие времена, полностью воплотить проекты Сенежской студии в мире реального заказа, определяющего реальные взаимоотношения художника и обывателя. И, действительно, автор книги, художественный руководитель Сенежских семинаров Марк Коник, признается: «Судьба моей мастерской сложилась так, что созданные ею проекты, не получая воплощения в архитектурной практике, устремились в пространство художественных выставок и музейных залов. Не став реальностью обыденной жизни, наши работы стали реальностью жизни художественной, причудливой веткой изобразительного искусства. Я называл это «станковым проектированием», а многочисленные наши выставки носили название «Художники предлагают городу».

«Выставочная реальность» проектов Сенежской студии отразилась и на композиции «Архива одной мастерской». Несмотря на документальность и достоверность предложенных материалов, их выбор и расположение целиком на совести автора-художника, ведь «архив одной мастерской» - это личный архив М. А. Коника, и даже больше чем архив - его личный творческий опыт, который для самого автора в расшифровке не нуждается. Таким образом, перед нами не только документ, но и художественное высказывание М. А. Коника, принявшее на этот раз форму книги, как раньше оно принимало форму проекта или экспозиции.

Здесь мне хочется коснуться тех сюжетов, которые стали композиционным акцентом данной книги. По-видимому, для автора они в полной мере характеризуют деятельность Сенежской студии. Этих ключевых сюжетов три: «Языковые средства в изобразительном искусстве», «Театральная природа проектирования» и «Музейная природа городской среды».

Языковые средства в изобраительном искусстве предстают в текстах «Архива одной мастерской» как возможность общения художников и коллективного творчества. Книгу открывает раздел о художественном образовании, точнее, о пропедевтике - курсе предварительного обучения, курсе основ пластической композиции, который стал базой для общения художников на Сенежских семинарах. Этот «язык» изобразительных средств происходит не непосредственно из природы, а из живописи, которая уже представляет собой определенный уровень обобщения и аналитической работы художника. Речь идет о таких универсалиях изобразительного искусства как композиция и колористика.

В качестве источников своего курса пропедевтики М. А. Коник называет: книги Иоганнеса Иттена «Мой форкурс в Баухаузе» и «Искусство цвета», книгу Пауля Клее «Педагогические эскизы», курс композиции Романа Овицкого из Варшавской академии художеств, книги по японской системе художественного образования и «много других источников, пропущенных через личный педагогический опыт» («О композиции», 1969). Интересно, что курс пропедевтики, созданный для работы Сенежских семинаров, привлекает западный опыт, опыт Баухауза и, особенно, курсы Иоганнеса Иттена и Пауля Клее в Баухаузе в значительно большей степени, чем отечественный опыт того же периода (ВХУТЕМАС, его вводные дисциплины «Графика», «Цвет», «Объем» и «Пространство»). Что касается русского авангарда, то, по замечанию самого Коника, «идейное наследие русского авангарда было щедрым, но непростым подарком... Актуализировав это наследие, мы могли проникнуться и оценить размах и смелость идей, пластические ценности и мастерство наших предшественников, но не их идеологический пафос, а иногда и просто фанатизм, устремленный в «светлое будущее», обернувшееся затем крахом. Уже никто из нас (кстати, людей достаточно молодых) не хотел «разрушать до основания» старый мир, от которого и так мало что осталось».

Продолжение: 1 2 3 4 5 6