Архив одной мастерской

Здесь необходимо сказать еще и о театре обитателей, обывателей, для которых, собственно, и делались все проектные предложения Сенежских семинаров. Ведь выбор маршрута -это личное дело пешехода. И пешеходы, часто не подозревая об этом, становились одновременно и заказчиками, и частью проектов Сенежской студии, то есть частью произведений искусства.

«Художник, с его равитым чувством гармонии целого, - едва ли не единственный представитель общества, способный через формообразование упорядочить хаос различных устремлений и амбиций, привести его хотя бы к внешне воспринимаемому единству» («О себе и своем деле», 1994). Но чаще хаос различных устремлений и амбиций побеждает, особенно в наше время, когда проблемы безопасности выступают на первый план и порождают особую среду обитания - по первому впечатлению достаточно комфортную и информативную, однако, главное место в ней отводится надписям типа «При обнаружении бесхозных вещей сообщите дежурному по станции» и «Во время обстрела эта сторона улицы наиболее опасна». И то, что демонстрируют проекты Сенежской студии - возможность неформального общения и творчества для каждого человека, воможность поучаствовать не в «хаосе устремлений и амбиций», а в «целостной картине мира», культурном, историческом, социальном, словом, человеческом космосе, созданном группой художников, - мне, например, человеку другого времени, представляется жутковатым. Потому что - неизвестно, что в этом космосе, как и зачем. Потому что художник предлагает вам, простому смертному, проявить любопытство и поучаствовать в творении. Он создает образы, а не образцы, стало быть, сам не в состоянии объяснить до конца, что они значат. И образы эти могут не только нести радость и играть на столь популярном в наше время контрасте опасности и безопасности, но и задавать действительно неразрешимые (и потому страшные) вопросы, навевать печаль, говорить о бесконечности или конечности бытия, словом, художник способен, как Томас-рифмач из стихов Киплинга, растерзать натрое вашу душу. И, кажется, именно так понимает автор задачу художника-проектировщика.

«Итак, мы наверху, на земле. И наше путешествие, ограниченное не столько сценарием центра, сколько размером статьи, заканчивается предложением, в какой-то мере символизирующим дух и смысл всего проекта. В перепаде тротуара и амфитеатра, вмонтированное в высокий откос, расположено вертикальное зеркало. Оно состоит из поворотных на шарнирах квадратных секций. Секции, разворачиваясь под разными углами, дают возможность получать коллажные отражения московского неба, «греческого амфитеатра», выставки «драпировка в греческой скульптуре» и нас самих в любых постоянно меняющихся сочетаниях. Это не более чем визуальный аттракцион, но и весь проект в целом несет ту же идею, где цель:«.. .не ломка и разрушение, а скрещивание, спаривание различных пород, кровей, прививка различных плодов к одному и тому же дереву». Дереву человеческой культуры, добавим мы» («Об одном проекте», 1977).

«Внешний   облик   центра   сформирован   сочетанием цилиндрических и сферических объемов различного размера, создающих образ искусственного космического тела, свободно парящего над землей. ... Для усиления иллюзии парения авторы предлагают открыть под кораблем котлован, внутри которого разбивается террасированный парк. Парк - важный элемент проекта, на каждой террасе его представлены различные уголки земного пейзажа: обыкновенный городской парк, русский крестьянский двор, средневековая деревенька, облик которой навеян картинами Брейгеля, японский сад камней. С понижением уровня уменьшается и масштаб ландшафта, вплоть до планировок, напоминающих мотивы аэрофотосъемки. ... Система позволяет разместить элементы экспозиции в любой точке пространства. Эти же тросы фиксируют экспозиционную дорожку, пересекающую залы музея в различных направлениях. Дорожка дает возможность передвигаться, организует площадки, на ней расположены экспонаты, осветительные приборы, носители акустических эффектов; она же символизирует узкую тропинку, по которой человек передвигается в Космосе, причем перемещение по ней должно вызывать ощущение свободного парения, и если дорожку окружают образы космоса, то на ней самой экспонируются карты и измерительные приборы, с помощью которых человек в разные времена ориентировался в пространстве. Основная тема экспозиции - эволюция космических идей человечества и история их практического воплощения» (О. Кабанова, «Проект культурного центра «Космос», 1981).

«Художник проектирующий понимает, что встреча с «Войной и миром» оптимальна за столом или на диване, но если она происходит в музее, то это событие иного свойства. Слова «открытие», «путешествие», «приключение» стали для меня тем ключом, которым я хотел «открыть» старый особняк на Кропоткинской и представить вниманию посетителя все, что подготовил научный коллектив музея, выключив весь общий свет и снабдив каждого любопытного карманным фонариком. Путешествуя по старому особняку, каждый посетитель имел возможность найти и высветить «своего» Толстого» («Проект экспозиции музея Л. Н. Толстого в Москве», 1985).

Продолжение: 1 2 3 4 5 6