Английский стиль

Е. Посвянская

Однажды он отправился на поиски, отошел подальше и увидел, что собственный его огород, сверкающий на солнце, словно яркий, многоцветный щит,

- часть необъятного тела... Именно это, по-моему, происходит с каждым,

кто думает сам за себя. Г. К.   Честертон

Кажется, за две тысячи лет истории, западная цивилизация трижды кардинально меняла свой облик, и каждый раз переворот происходил, благодаря отдельно взятой нации, решавшей свои внутренние проблемы. Видимо, сами проблемы, хоть и внутренние, были настолько авангардными для своего времени, что их решения, найденные однажды, становились для всей цивилизации каноном на целые столетия. В XI-XII вв. французы создали то, что впоследствии назовут «готикой». В XIV-XV вв. мастера Италии возродили античные ордера и вдохнули новый смысл в древний афоризм: «Человек - мера всех вещей».

На протяжении XVIII-XIX столетий неиссякаемым источником экспериментов и пророчеств в области изобразительных искусств была Англия. Поэтому, когда мы говорим «английский стиль», это словосочетание уже содержит некий культурно-исторический образ и не требует дополнительных уточнений (каких требовал бы «французский стиль», «немецкий», «итальянский», «русский»). «Английский стиль» не исчерпывается простым переводом в изобразительный материал тех или иных черт национального характера, будь то «рациональность», «приверженность традиции» или «эксцентричность». Это стиль жизни,' стиль поведения, принадлежность определенной системе ценностей. Можно сказать проще, словами обитающего в пещере Шерлока Холмса: «Кусок хлеба, чистый воротничок, что еще человеку нужно?»

Вот еще один миф: «английский стиль» - это английский интерьер, многовековая традиция обустройства жилого дома. Но среда обитания в «английском стиле» - это не просто какой-то жилой интерьер, который его владелец декорирует и меблирует по своему вкусу, а возможность общаться, работать, путешествовать, просто существовать в едином стиле. И даже умереть со словами: «Эти обои так безвкусны, кому-то из нас придется уйти...» Безусловно, «английский стиль» иллюстрирует не столько национальный характер, сколько Новое время с его либеральной философией, поставившей личность превыше всего и отделившей общество от государства и его целей.

Коллекция, о которой пойдет речь в этой статье, - лишь небольшая часть фондов лондонского Музея изящных и прикладных искусств Виктории и Альберта. Она включает в себя рисунки - эскизы английских художников-декораторов а так же промышленных художников, как прославленных так и безымянных, - взятые из их собственных архивов и архивов компаний-заказчиков, из производственных и торговых каталогов. Картина - а это именно картина, нарисованная отчасти карандашом, отчасти гуашью, отчасти напечатанная в жанре черно-белой гравюры или цветной литографии, - демонстрирующая становление профессии промышленного художника в Англии с середины XVIII и до середины XX века. Показательно, что рисунки и каталоги из коллекции Музея Виктории и Альберта, помимо тога, что в них заключена история профессии, представляют собой своеобразную временную параллель истории самого музея. А, значит, - истории изучения прикладных искусств в Англии. Действительно, в стране, где не было изобразительного искусства в академическом смысле слова, оно возникло сразу на основе массового производства и понятия «стиль жизни». Поэтому и история изучения изобразительных искусств в Англии началась с интереса к искусству рисунка - этому универсальному инструменту художника. Само столь популярное в наше время английское слово "design" означает «рисунок», то есть замысел художника, перенесенный на бумагу...

До конца XVIII века в Англии не было системы художественного образования, поэтому развивавшиеся тогда во Франции и Италии академические дисциплины: живопись, скульптура, графика, - для английских предпринимателей существовали лишь как источник декоративных приемов или как заграничный товар, вполне сопоставимый с «отечественной» колониальной экзотикой. Гораздо большее влияние на формирование собственно «английского стиля» оказал Grand Tour – путешествие по Европе, которое в XVIII веке было для джентльмена таким же обязательным этапом образования, как и университет. Посещение красивейших мест Европы -Швейцарии и Неаполя, а также Венеции, прославленной своей живописью, архитектурой, каналами и карнавалом и, наконец, Рима, места, где можно было соприкоснуться с подлинной античной культурой, - все это определяло положение англичанина в обществе даже в большей степени, чем университетский диплом. Сувениры, будь то антиквариат, собственные рисунки или гравюры с видами, приобретенные у местных художников, становились важной составляющей такого путешествия, они как бы представляли личность путешественника.

Продолжение: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23