Английский стиль

В 1851 году Джонс был одним из тех, кто занимался организацией Первой Всемирной выставки. В его ведении находились работы по оформлению интерьеров Хрустального дворца Пэкстона и размещению там выставочных стендов. Система драпировок и флагов, предусмотренная в Хрустальном дворце для зонирования, рекламы и украшения интерьера, была решена Джонсом в трех основных цветах - красном, желтом, синем. Это цветовое решение поначалу подвергалось критике (как и многое, что касалось Выставки, в том числе и сам Хрустальный дворец), однако в итоге получило признание: «Чтобы оценить гений Оуэна Джонса, посетителю следует встать прямо по оси здания - взору открывается центральное пространство с бесконечными рядами опор и цветовыми переходами от предельной яркости к туманной неопределенности, которые дано передать разве что кисти Тернера» {Illustrated London News, May 3, 1851).

В 1856 году Джонс издал «Грамматику орнамента» - ее можно назвать главной книгой викторианской эпохи о прикладном искусстве. Эта работа почти целиком состояла из иллюстраций - 112 литографий, представляющих «наиболее выдающиеся образцы» исторического орнамента, настоящая сокровищница декора. Генри Коул рассматривал «Грамматику орнамента» как путеводитель по коллекциям Южно-Кенсингтонского музея, предназначенный для широкого круга читателей.

Автор в предисловии к первому изданию выразил надежду, что его труд послужит фундаментом для формирования оригинального современного стиля, несмотря на то, что «выход в свет этого собрания прежде всего усугубит опасную тенденцию, и многие удовлетворятся заимствованием из прошлого тех форм, которые до сих пор еще не использовались» [5, р.1]. По утверждению Джонса, все представленные в книге образцы и стили иллюстрируют «общие законы» декоративного искусства, не зависящие от исторического контекста. И, если уж говорить о современном стиле, создание которого предсказывал Оуэн Джонс, то корни этого стиля следует искать не в самих образцах, а в том, как они были представлены. То есть, в технике хромолитографии, где рисунок для печати разбивается на цветовые плоскости и становится для художника чем-то вроде абстрактной пространственной модели, а затем снова «собирается» на листе бумаги. Возможно, Джонс сознательно подчеркивал этот «стиль цветовых плоскостей», когда на страницах «Грамматики орнамента» показывал плоскими те исторические образцы, которые в реальности имели достаточно глубокий рельеф.

Тридцать семь «тезисов», которыми Джонс предварил свое издание (их лучше назвать аксиомами или манифестом в духе XX века), разрабатывались в кругу основателей Южно-Кенсингтонского музея. В 1852 году Джонс по просьбе Департамента науки и искусства прочел ряд лекций о законах геометрии, лежащих в основе построения любого орнамента. Строго говоря, Джонс был не единственным автором своих тезисов — это коллективная работа, попытка создания теории прикладного искусства, в которой принимали участие создатели «Журнала дизайна» Генри Коул и Ричард Редгрэйв. Впоследствии «Тезисы» или «Основные принципы организации формы и цвета в архитектуре и декоративных искусствах...» неоднократно переиздавались и стали официальной программой Южно- Кенсингтонской школы. Привожу некоторые из них [5]:

«Тезис 1. Декоративные искусства происходят из архитектуры и должны обслуживать ее цели».

«Тезис 4. Истинная красота достигается за счет покоя, в который погружается сознание, когда взгляд, интеллект и склонности полностью удовлетворены».

«Тезис 6. Красота форм определяется линиями, вырастающими одна из другой постепенно, волнами: не существует никаких наростов; ничто не может быть удалено без ущерба для замысла».

«Тезис 8. Любой орнамент должен иметь основанием геометрическую конструкцию».

«Тезис 13. В качестве орнамента не могут использоваться цветы, или другие природные объекты, но только их условные изображения, узнаваемые, но не нарушающие целостности объекта, который они призваны украшать».

«Тезис 14. Цвет используется, чтобы подчеркнуть развитие формы и обособить объекты или фрагменты объектов один от другого».

«Тезис 23. Не может быть совершенной композиция, в которой недостает хотя бы одного из трех основных цветов».

«Тезис 28. Нельзя допускать, чтобы цвета накладывались друг на друга».

«Тезис 36. Нам принадлежат законы, которые мы открываем в творениях прошлого, но не результат».

«Тезис 37. Искусство нашего поколения не улучшится до тех пор, пока все классы: художники, производители и публика, - не начнут полнее разбираться в искусстве, и существование его общих принципов не станет более очевидным».

Продолжение: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23