Английский стиль

Нечто подобное демонстрирует «Указатель для кузнеца и литейщика» (1823, 1824) архитектора Коттингхэма, где представлены образцы элементов архитектурного декора «для орнаментальных чугунных и бронзовых работ», а именно, балконные решетки и ограды. На самом деле, «Указатель для кузнеца и литейщика» предназначался для архитекторов и заказчиков и имел своей целью удовлетворить «потребность в выборе хорошего орнамента по разумной цене», - как это сказано в предисловии [2, р. 62]. Несколько сотен образцов орнамента «греческой, этрусской, римской и готической школ» построены на основании простых геометрических фигур, в единых пропорциях, «стиль» в них намечен несколькими характерными линиями.

Еще один любопытный пример из архива музея Виктории и Альберта - эскизы декора керамических кружек, выполненные неизвестным художником. Какая именно фабрика производила эти кружки, тоже неизвестно, однако подобные изделия можно назвать типичными для начала XIX века. Цветной рисунок, составленный из полосок разных размеров, квадратов, колец и точек, наносился механически, на станке, работавшем по принципу токарного; в некоторых случаях добавлялся от руки растительный орнамент, что сразу повышало цену изделия.

Но больше всего талант английских промышленных художников в составлении орнаментов проявился в самой механизированной отрасли хозяйства - в производстве дешевого текстиля. Пример - каталог неизвестной фирмы из коллекции музея Виктории и Альберта, где на каждой из трехсот страниц представлено по восемь-десять эскизов ткани, нарисованных пером и гуашью. Любой такой рисунок - законченное произведение орнаментального искусства, где точки, штрихи и волнистые линии превращаются в затейливое переплетение цветов и ягод.

«Простая ягода повторяется, изменяясь только по цвету и размеру, что создает весьма приятный эффект» [6, р. 140]. Это описание образца дешевого коленкора из первого номера «Журнала дизайна и производства» ("Journal of Design and Manufactures"), шесть томов которого художник-проектировщик и писатель Генри Коул издал с 1849 по 1852 год в соавторстве с живописцем Ричардом Редгрэйвом.

Сэр Генри Коул (1808 -1882) всю жизнь интересовался искусством, в юности брал уроки рисования, впоследствии пробовал себя в технике В^В гравюры и офорта. В возрасте 15 лет Коул поступил на службу в ЩШ Государственный архив и развил в этом заведении такую бурную деятельность, что вскоре был назначен помощником хранителя. Однако основной интерес Коула, определивший его судьбу, состоял в улучшении художественных качеств массовой продукции.

Генри Коулу приписывают изобретение первой рождественской открытки, - якобы он первым додумался выпускать открытки большим тиражом и продавать их (1843). Под псевдонимом «Феликс Саммерли» Коул публиковал книги, посвященные коллекционированию, под этим же псевдонимом он создал чайный сервиз, получивший в 1845 году премию «Общества искусств». Производство сервиза заложило фундамент предприятия с говорящим названием - «Художественные изделия Феликса Саммерли».

В 1846 году Коул стал членом «Общества искусств», а в 1850 вошел в его совет. Как раз в период с 1846 по 1850 деятельность этой организации принимает невиданный прежде размах: президентом общества становится принц Альберт, оно получает «королевский» статус. В 1847-1849 годах «Общество искусств» устраивает первые национальные «выставки художественных изделий», а также выставки британского промышленного рисунка и литографии, при непосредственном участии Коула и, во многом, по его инициативе. Что подтверждает «Журнал дизайна» - первая попытка комплексного подхода к декоративно-прикладному искусству.

По мысли создателей журнала, «первый шаг на пути улучшения качества проектирования заключается в систематической публикации сведений о том, что производится в настоящий момент» [6, р. 1]. И хотя журнал публиковал не только сведения о современных ему товарах массового потребления и их критическую оценку, несомненно одно: действительность стала для Коула точкой отсчета.

В журнале были разделы, посвященные керамике, стеклу и кузнечному делу, однако большую его часть занимал обзор машинного текстиля и обоев. Коул старался предоставить читателям возможность увидеть непосредственно образцы изделий, поскольку небольшой лоскут ткани ближе к реальности, чем словесное описание или схема (первый том журнала содержал 44 наклеенных образца и свыше 200 гравюр). Журнал иллюстрировал, с одной стороны, действительное состояние английского рынка массовой продукции на тот период времени, с другой стороны, личные пристрастия Коула-дизайнера, которые позволяют современным исследователям считать его одним из отцов функционализма. Эти пристрастия -лаконичность формы и орнамента, ситуация, когда форма преобладает над орнаментом и становится основной эстетической характеристикой изделия (как в пуритански-белом «скульптурном» образе чайного сервиза Феликса Саммерли). Можно добавить, что пристрастия Генри Коула подчеркнуто анти-историчны (и это в эпоху Историзма!) - он отдает предпочтения растительным мотивам, а также растительно-геометрическим орнаментам, натуралистичным и, одновременно, условным, за счет того, что средства изображения сведены к минимуму.

Продолжение: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23