Английский стиль

Комитет рекомендовал Парламенту выделить средства на организацию государственной школы художественного проектирования (дизайна) в Лондоне с возможностью в дальнейшем создать сеть таких школ в главных промышленных центрах страны. Британская программа образования для промышленных художников, в своем роде уникальная (поскольку создавалась целенаправленно и в сжатые сроки), начала действовать с 1837 года, когда был создан Департамент практического искусства. Государственная школа

.■>■•>,.•>« /     дизайна     разместилась     в

Сомерсет Хаус, в прежних помещениях Королевской Академии художеств. Что само по себе показательно, - школа дизайна стала как бы преемницей Академии, хотя изначально не имела ни академического статуса, ни системы научных степеней.

Другим предложением парламентского комитета 1836 года был проект создания музеев прикладного искусства: «Все, что представляет собой совокупность усилий художника и рабочего, необходимо собирать для формирования таких институтов. Они должны вобрать в себя все наиболее востребованные современные образцы, как иностранные, так и отечественные, которые наша вездесущая коммерция поставляет йз наиболее отдаленных частей земного шара» [1, р.х].

Отличной иллюстрацией к докладу парламентского комитета 1836 года может стать рассказ об английских предприятиях первой половины XIX века. Одно из наиболее успешных - мебельная фирма «Гиллоу». Роберт Гиллоу основал свое дело около 1730 года в Ланкастере, причем, помимо изготовления мебели, он занимался импортом колониальных товаров, а его сын Ричард брал архитектурные заказы. С открытием филиала в Лондоне в 1765 году фирма приобрела гораздо более широкий круг покупателей и возможность приобщиться к новейшим культурным веяниям. В ранний лондонский период фирма «Гиллоу» весьма плодовита, в основе ее стиля - «высокие» образцы: рисунки популярного тогда архитектора Джеймса Уайета, примеры из «Руководства для краснодеревщика и драпировщика» Джорджа Хэпплуайта (1788) и книг другого знаменитого художника мебели - Томаса Шератона. При этом стиль «Гиллоу» на рубеже XVIII - XIX веков можно назвать рациональным, а детали, по которым опознается тот или иной прототип - условными, едва обозначенными. Производителей гораздо больше занимало качество и удобство их мебели. Лаконичность, с которой в изделия «Гиллоу» привлекается тот или иной стиль - словно иллюстрация к словам Хогарта о «точности линий». Что же касается «выдумки в деталях», то это конструктивная выдумка, умение расположить все необходимые элементы, отделения и ящики с

1810-е - 1830-е, когда бразды правления взял в свои руки ее бывший клерк Роберт Блор. Он вернул в фирму многих работавших там прежде художников и, при том что цветочный и пейзажный стили не были полностью сняты с производства, сделал ставку на «стиль имари» - имитацию японского фарфора Имари-Арита. Под влиянием «стиля имари» складывается оригинальный «стиль Дерби», который компания развивает и по сей день: яркие сочетания основных цветов

- красного, синего, желтого, - со щедрой отделкой тонким золотым орнаментом. Этот полугеометрический, полунатуралистический стиль иллюстрируют рисунки из коллекции музея Виктории и Альберта, сделанные карандашом и чернилами - авторские образцы из каталога фирмы, предназначенные для копирования: каждый рисунок маркирован кодовым номером. Интересно, что, чем дешевле изделие, тем геометричнее его декор. И - по современным понятиям

- изысканнее. Вообще, если убрать «немецкие» и «японские» цветы и пасторали в духе рококо, окажется, что «свое», фирменное, - это геометрические фантазии, остроумные при всей простоте и бесконечно разнообразные.

Геометрическая основа в английском декоративном искусстве видна повсюду, на нее нанизывается все прочее - «веяния», «вкусы». Для сравнения можно вспомнить английскую «перпендикулярную готику», - то, что сами британцы выбрали в качестве национального стиля. В коллекции рисунков музея Виктории и Альберта находятся яркие примеры того, как геометрическое, можно сказать, авангардное, видение мира проявлялось в образцах самых дешевых и массовых изделий (столь ругаемых в отчете парламентского

Комитета 1836 года). В основном, это явление было связано с дешевым машинным способом производства, который требовал максимально упростить рисунок изделия. Тем более надо отдать должное всем безымянным английским художникам-проектировщикам, которые сумели создать особую, геометрическую эстетику массовой продукции прежде, чем она была обоснована в теории. И, безусловно, корни этой эстетики следует искать в    массовом    проектировании палладианского периода, когда шаблонная геометрия лежала в основе самых разных стилистических решений.

Продолжение: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23