Английский стиль

Помимо «яшмовой массы», Веджвуд ввел в производство черную «базальтовую массу», позволившую ему имитировать античную лаковую керамику и бронзу, а также «мраморную» керамику, которую он комбинировал с натуральным камнем, и «порфировую» глазурь. Помимо барельефов и посуды, фирма Веджвуда выпускала из каменной массы пуговицы, бижутерию, мундштуки. В том, что касается формы, посуда «Этрурии» подражала античным урнам, амфорам, кратерам. Веджвуд выпускал «краснофигурные» и «чернофигурные» вазы с греческим или египетским декором. Характерные очертания греческих амфор повлияли на геометризацию формы чайных сервизов, которые выпускались в черно-красном «этрусском» стиле, в стиле «камей» или из «базальтовой массы», под бронзу. Кроме того, фабрика Веджвуда выпускала посуду в китайском «бамбуковом» стиле, сделавшемся популярным после публикаций Уильяма Чемберса.

В последние годы Веджвуд поручил надзор за всеми художественными работами Джону Флаксману. После смерти Веджвуда Первого в 1795 году фирму возглавил его сын - Джозайя Веджвуд Второй. На рубеже XVIII - XIX веков фирма Веджвуда

продолжает выпускать свои знаменитые изделия, обеспечившие ей популярность в Англии и на континенте. В собрании музея Виктории и Альберта находятся многочисленные рисованые каталоги, на страницах которых продукция компании представлена в полном объеме, начиная с XVIII и заканчивая XX веком.

В начале XIX века английским промышленникам требовались не только хорошие художники, но и некая система ориентиров в искусстве, которая позволила бы им выстраивать собственную художественную политику на европейском уровне. В этом смысле Франция, с развитой академической системой художественного образования, оставалась для владельцев английских мануфактур недосягаемой высотой. Кроме того, во Франции, начиная с 1798 года, регулярно проводились национальные промышленные выставки, их отличительными чертами (в сравнении с акциями «Общества искусств» в Лондоне) были публичность и зрелищность. Через несколько месяцев после закрытия I Парижской выставки был сооружен Дворец Промышленности для экспонатов, выигравших призы. Вторая национальная промышленная выставка (1801) проходила в Лувре, - тогда награду получил знаменитый ткацкий станок Жаккара, предназначенный для производства узорчатого шелка. Пятая национальная промышленная выставка (1819, Лувр) проходила по новым правилам: все участники должны были предоставить образцы изделий и документацию на них для архива выставки. В одном из британских журналов того года можно найти такой, не лишенный зависти, отзыв: «Вообразите себе 28 комнат в величественнейшем дворце Европы, заполненных всем, что демонстрирует вершину вкуса и роскоши, всем, что только может придумать гений и воплотить талант. Вот абсолютный триумф Франции... В этой стране искусства семимильными шагами идут навстречу совершенству» [1, p.xi].

В области производства «простых» товаров Англия лидирует, что же касается товаров «изящных», то здесь она на одном из последних мест в Европе, - такое заключение дал в 1836 году парламентский Комитет. Комитет был сформирован Палатой общин для изучения роли изобразительного искусства в различных областях промышленности Британии и других стран. Второй его задачей было выяснение того, как наилучшим образом обучить работников мануфактур изобразительному искусству и принципам проектирования. Спустя год Комитет представил на рассмотрение Парламента два отчета - результаты его работы были неутешительными для Британии: на континенте существуют публичные музеи, галереи, библиотеки (и не только в столицах), в одной Франции - восемьдесят школ, обучающих художников-проектировщиков, в Баварии - тридцать три таких школы, в Англии - ни одной. То же - в отношении публичных библиотек и галерей. Кроме того, книги по искусству в Англии редки и недоступны широкому кругу читателей, недоступна даже обычная бумага для рисования - из-за установленных правительством налогов на бумагу.

Вывод, который делается в одном из отчетов Комитета: «Великое преимущество промышленных художников-иностранцев над англичанами состоит в том, что за границей искусство гораздо доступнее широким массам. В Англии искусство сравнительно дорого. Во Франции оно дешево из-за того, что равномерно распределено. В Англии богатый промышленник не имеет нужды в превосходных образцах. Он привлекает для своих целей гений Флаксмана или Стотхарда. Но промышленник рангом пониже не может обеспечить себя образцами, равными французским, не завышая при этом цену своих изделий. Если французский фабрикант нанимает трех или четырех художников только для своих нужд, в Англии едва ли найдется один художник на восемь или десять промышленников. Наиболее в помощи художников нуждаются золотых и серебряных дел мастера, производители мебели, стекла и фарфора, кованых изделий и архитектурного декора в целом» [ 1, р.Гх].

Продолжение: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23