Английский стиль

Сразу по возвращении в Англию Роберт Адам совместно с братьями развернул архитектурную деятельность. Большинство ранних заказов представляли собой работы по перепланировке и отделке городских особняков (в их числе Сайон Хаус). В процессе выполнения этих работ сформировались основные черты фирменного стиля, и в 1767 году братья Адам основали в Лондоне архитектурную фирму «Адельфи» («Братья»: название, в духе предприятия Адамов, было заимствовано у древнеримского драматурга Теренция). Тогда же началось строительство района Адельфи в Лондоне. Градостроительный комплекс был возведен на искусственной террасе с аркадой, так что фасад, обращенный к Темзе, напоминал вид на дворец Диоклетиана со стороны моря.

Подобный археологический пафос не был новостью в Англии. Помимо лорда Берлингтона, можно вспомнить шотландского архитектора Джеймса Стюарта, прозванного Афинским, автора «Афинских древностей» (1762-89), а также построек и интерьеров в стиле Парфенона. В собрании музея Виктории и Альберта представлен набросок интерьера, выполненный Стюартом для Уимблдон Хаус, - это универсальные палладианские пропорции и мотивы в сочетании с круглыми барельефами на античные сюжеты и дорическим фризом.

За несколько десятилетий до того, как в европейском искусстве сформировалась идеология романтизма, Хорее Уолпол -коллекционер, археолог и историк искусства, - дал начало «готическому возрождению» в Англии. Собранные им сведения к 1750 году достигли «критической массы», и тогда Уолпол строит для себя замок Строберри Хилл (1750-1776). Он купил поместье на берегу Темзы, в окрестностях Лондона, так что строительство замка началось с реконструкции уже существовавшего здания. В решении интерьеров Строберри Хилла были использованы копии известных готических образцов из Вестминстерского аббатства и старого собора св. Павла. Археологические методы Уолпола (копирование существующих памятников, создание среды для подлинных вещей), как ни странно, отразились, как в зеркале, в творчестве братьев Адам.

Заслуга братьев Адам в том, что аристократическое увлечение археологией в интерьере они, что называется, «поставили на поток». За это, правда, они подвергались критике со стороны знатоков античности, однако проектирование интерьеров, самых разных по стоимости и назначению, в едином «фирменном» стиле требовало от художников при обращении к античным подлинникам пристального внимания к линии, цвету, материалу. «Этрусские» композиции Роберта Адама, вдохновленные отчасти краснофигурной и чернофигурной греческой вазописью, отчасти ренессансными гротесками, отчасти

помпеянскими фресками, отличаются изяществом линий и легкостью пропорций, что демонстрируют собственноручные эскизы Адама из коллекции музея Виктории и Альберта. Характерными элементами «стиля адам» стали овальные розетки и барельефы, цветочные гирлянды, бараньи головы. Излюбленным был знаменитый мотив пальмовой ветви, заимствованный из греческой вазописи (этот плоскостной орнамент у Адама перекочевал и в барельефы, и даже на резную спинку стула).

Роберт Адам каждый раз решал задачу создания «динамичного» пространства, постоянного движения впечатлений. В стенах классических симметричных зданий он создавал свободную планировку, череду помещений, контрастных по своему пространственному и колористическому образу. Он не только усложнил архитектурные ордера и расширил область их использования в интерьере, но и привлек в ордера цвет (он использовал беспроигрышное сочетание бледных тонов - голубого, салатового, розового, желтого - с белым, позолотой, деревом светлых пород и яркими пятнами отдельных элементов декора). Благодаря умелому использованию линии и цвета, в интерьерах «стиля Адам» подлинные произведения античного искусства уживаются со стилизациями из дерева, фаянса, крашеного гипса или штукатурки. И, главное, за счет чего достигался фирменный эффект «динамики» пространства, - в интерьерах братьев Адам в едином стиле продумывалось все, вплоть до мебели и посуды. В проектировании мебели Адам использовал роспись, которую выполняли приглашенные итальянские мастера, в том числе Перголези, а также известная швейцарская художница Анжелика Кауфман. Но особенно замечательны бело-голубые или бело-зеленые фаянсовые барельефы-вставки, имитирующие античные камеи, которые изготавливала для братьев Адам фирма Веджвуда.

Фирма Веджвуда была основана Джозайей Веджвудом в Берслеме, Стаффордшир, в 1759 году, и с тех пор остается одним из ведущих производителей английской керамики. На раннем этапе существования фирмы, при Джозайе Веджвуде Первом, большая часть продукции выпускалась в духе «стиля Адам». В 1769 году, совместно с Томасом Бентли, Веджвуд основал мануфактуру «Этрурия», где была опробована новая технология - так называемая «яшмовая масса», которую можно было резать, полировать до блеска или ровного матового тона. Изобретение Веджвудом «яшмовой массы» непосредственно связано с производством «камей» для братьев Адам. Этот материал выпускался шести характерных для стиля «адам» цветов: белого, голубого, серо-зеленого, темно-зеленого, розового, желтого, - он идеально подходил для жанра стилизации (с одной стороны, имитировал камень и обладал основными его характеристиками, с другой стороны, позволял варьировать цвет и сохранял фактуру фаянса). Керамические рельефы Веджвуда использовали в своих изделиях не только братья Адам, но и Томас Шератон, и многие французские мастера мебели рубежа XVIII - XIX веков. Самым известным из художников, работавших над «камеями» Веджвуда, был Джон Флаксман, автор оригинальных линейных иллюстраций к Эсхилу, Гомеру, Гесиоду и Данте. «Все его достоинства легко доступны пониманию», - писал о Флаксмане Гете, отнюдь не желая польстить художнику.

Продолжение: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23