Английский стиль

Что действительно отличает палладианский период в Англии, так это публикация многочисленных каталогов архитектурных и декораторских решений. В 1754 году вышла в свет книга Томаса Чиппендейла «Указатель для джентльменов и краснодеревщиков», в которую было включено 160 гравированных листов - проектов мебели. Чиппендейл, потомственный мебельный мастер, работал в трех наиболее популярных тогда направлениях рококо: «французском», «китайском», «готическом». Часто стиль «чиппендейл», в сравнении с изделиями художников французского рококо, называют «рациональным». В то же время, сам Чиппендейл замечал о своих проектах, что мало кто сможет это выполнить. То, что называют «рациональностью», «геометричностью» «стиля чиппендейл», скорее, выработаный предшествующим поколением английских мастеров рисунок мебели, который Чиппендейл перенял и с успехом развил. Чиппендейл неизменно использует S-образную линию времен королевы Анны, знаменитую спинку стула в виде ленты, изогнутые ножки-кабриоле, опирающиеся на птичью лапу и шар. Но мастер снова и снова преображает эти элементы, проецируя на них новейшие культурные веяния. Так, под влиянием рисунков Чемберса Чиппендейл создал целую серию новой мебели в китайском вкусе.

Уильяма Чемберса можно считать художником «английского стиля», хотя как архитектор он был представителем французской школы. Дело в том, что Чемберс стал учиться архитектуре, когда ему было 26 лет, оставив службу в шведской Ост-индской компании сразу после поездки в Китай (1748-1749). Чемберс оказался обладателем ценного художественного опыта, а для англичанина этого было достаточно, чтобы посвятить себя искусству. Из Китая он привез рисунки и чертежи, на основе которых впоследствии выпустил книгу «Рисунки китайских зданий, мебели, одежды, машин и утвари» (1757), оказавшую огромное влияние на прикладное искусство и архитектуру континентальной Европы того времени, но еще большее влияние - на формирование самого «английского стиля».

Можно сказать, что изделия Чиппендейла ближе книге Чемберса, чем основной линии рококо, благодаря материалу, с которым работал мастер. Красное дерево, материал новый для Европы, дорогой и экзотический, требовал ярких решений, способных передать его характер. Нужно иметь в виду, что «стиль чиппендейл» - это стиль мебели из красного дерева, прекрасно сочетающейся в интерьере с оригинальными китайскими бумажными обоями, фарфором, индийскими тканями и колониальной утварью. Но также - с палладианскими пропорциями самих интерьеров (ведь большинство особняков в Англии того периода строилось в палладианском стиле). Безусловно, Чиппендейл рассматривал мебель в контексте интерьера. Его мастерская занималась не только производством мебели, но и комплексным проектированием, заключая подряды с художниками других специальностей: драпировщиками, часовщиками и так далее.

«Указатель для джентльменов и краснодеревщиков» дважды переиздавался и настолько прославил Чиппендейла, что его именем назван стиль целой эпохи в истории английской мебели. Можно возразить, что «чиппендейл» - это уникальный, авторский стиль. Но работу самого Чиппендейла трудно отличить от множества произведений мастеров его времени в Англии и Новом Свете. Именно «Указатель» произвел революцию в проектировании мебели, ведь он содержал не только уникальные и сложные рисунки, но и принципиальные схемы всех видов мебели, благодаря которым основные элементы и палладианские пропорции «стиля чиппендейл» вошли в обращение по всей Европе. Любопытно то, как Чиппендейл подает свой материал: многие иллюстрации в «Указателе» лишены привычной для того времени симметрии и законченности реально существующей вещи, они могут демонстрировать в одних пропорциях сразу несколько решений, в том числе и стилистических. В полной мере осознать новаторство Чиппендейла позволяет сравнение «Указателя» с современными ему каталогами мебели. Например, - с «Новой книгой о китайских, готических и современных стульях» Мэтью Дарли (1751), который впоследствии гравировал большинство листов для первого издания «Указателя».

«Стиль Адам» в проектировании английских интерьеров второй половины XVIII века, на мой взгляд, демонстрирует то же, что и «стиль чиппендейл», - возможность добиться уникальности художественных решений, используя одни и те же образы и материалы. Братья Адам строили и отделывали жилые дома в духе Древнего Рима. Это был яркий рекламный ход: источником декоративных мотивов являлись археологические находки, подлинные образцы античной культуры, а не выкладки теоретиков классицизма. Из четырех братьев наиболее известен Роберт Адам. По окончании Эдинбургского университета он отправился в Grand Tour уже с намерением основать в Англии архитектурную практику. В 1756 году, будучи в Риме, Роберт Адам сдружился с Пиранези, познакомился с его археологическими изысканиями и от него заразился идеей «духа» Древнего Рима. Но Адам сразу перенес полупоэтическое-полуживописное видение Пиранези в область коммерции. В 1757 году он исследовал дворец Диоклетиана в Сплите, а в 1764 году выпустил фундаментальный иллюстрированный труд, посвященный этому памятнику. Выход книги о дворце Диоклетиана стал для будущей фирмы Адама чем-то вроде знака качества.

Продолжение: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23