Английский стиль

Работы Мюррея для «Веджвуд» развивают приемы найденные им при работе со стеклом: чередование поверхностей, различных по цвету и фактуре, и такое же двойственное отношение к материалу -использование его пластических свойств для создания традиционной формы и его твердой поверхности для того, чтобы механическим способом придать изделию графичный модернистский характер. Для целей дизайнера идеально подходила фирменная «каменная масса» Веджвуда, можно сказать, что Мюррей открыл новые возможности этой технологии.

Список английских дизайнеров-модернистов можно продолжать, но во всех случях влияние «Искусств и ремесел», отголосок идеи ручного труда будет обязательно присутствовать - возникая там, где «спонтанный авторский рисунок» соприкасается с материалом и технологией производства. Это касается и работ Сергея Чермаева для мебельной фирмы «Варинг и Гиллоу», и стеклянной мебели гениального самоучки Макларена, и дизайнерских опытов выдающихся английских художников XX века - Генри Мура, Грэма Сазерленда, Пола Нэша. У них вообще непонятно, где заканчивается игра воображения и начинается реальность. Особенно это касается Пола Нэша, что демонстрирует его проект гостинной, получивший в 1930 году второй приз журнала «Студия». Этот проект показался организаторам конкурса настолько совершенным и, в то же время, ни на что не похожим, что его сравнили с фугой [2, р. 214].

Параллельно авангардным направлениям в английском дизайне всегда сохранялась сильная классическая тенденция, которую отличал интерес к антикварным вещам. В модернистские 1930е годы была основана фирма «Колефакс и Фулер», специализирующаяся на торговле антиквариатом и проектировании интерьеров в палладианском, или георгианском, стиле. А Фестиваль Британии 1951 года - столетие Первой Всемирной выставки, - вызвал к жизни не только стул «Антилопа» Эрнста Рейса и знаменитый текстиль «Калике», созданный Люсьеной Дэй, но и возрождение интереса к Викторианскому периоду и его искусству. Тогда-то и была основана коллекция современного британского искусства в музее Виктории и Альберта, которая охватывает эпоху Великой выставки, «Искусств и ремесел» и английского модернизма.

В 1960-70е годы графическое «модернистское» и антикварное «традиционное» начала «английского стиля» слились воедино в творчестве дизайнеров Дэвида Хикса и Теренса Конрана. Работы Хикса - проекты интерьеров, садов, текстиля, обоев, мебели, ювелирных изделий, - отличают экстравагантные линии и яркие краски. Его эксперименты с традицией, в то же время, лишены постмодернистского нигилизма, полны уважения к подлинным вещам, ставшим как бы камертоном его интерьеров, среди которых — работы в Виндзорском и Букингемском дворцах.

Теренс Конран - дизайнер, писатель, основатель сети торговых центров «Хабитат» - постоянно развивает в своих работах тему «английского стиля», связывая ее с философией среды обитания. Он отмечает как характерные черты «английского стиля», с одной стороны, постоянство, сдержанность и качество, возможность свободно двигаться в среде, не сталкиваясь со стилевыми неувязками [4, р. 178], с другой стороны, - синтез «старой» и «новой» дизайнерской традиции, многообразие натуральных материалов, носящих отпечаток времени, в сочетании с многообразием графическим [3,4]. И, главное, для Конрана дом - не рациональное, а эмоциональное пространство (что идет вразрез с общепринятыми представлениями о рациональности «английского стиля»). Дом - не столько дом, сколько человек, стремящийся в любой ситуации чувствовать себя как дома.

Литература

1. British Art and Design 1900 - 1960. Victoria & Albert Museum. - Robert Stockwell Ltd, L, 1983

2. Cliff, Stafford. The English Archive of Design and Decoration. - Thames and Hudson Ltd, L, 1998

3. Cliff, Stafford, Slesin, Suzanne. English Style. - Thames and Hudson Ltd, L., 1998

4. Conran, Terence. The Ultimate House Book. - Octopus Publishing Group Ltd, L, 2003

5. Jones, Owen. Grammar of Ornament. - Studio Editions, L., 1986

6. The Journal of Design & Manufactures. Vol.1 - Chapman & Hall, L., 1849.

7. Morris, William. News From Nowhere and Other Writings. - Penguin, 1993.

8. Parissien, Steven. Palladian style. - Phaidon Press Ltd, L, 1994.

9. Pevsner, Nicolaus. High Victorian Design. - Architectural Press, L., 1951.

10. Riley, Noel (ed.) The Elements of Design. - Octopus Publishing Group Ltd, L.,2003

11. Tayler, David. A Pioneer of Modernism in the Victorian Era. // Truth, beauty, power. Dr. Christopher Dresser 1834 - 1904 - Historical Design Inc, N.-Y., 1998

Продолжение: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23