Английский стиль

Фрай самостоятельно выучился работать на гончарном круге и в 1914 году создал для керамической фабрики «Картер и Ко» в Дорсете прототип столового сервиза. Он попытался представить формы-«впечатления», используя различные комбинации самых эмоциональных линий - окружности и диагонали. Сам Фрай характеризовал свои изделия как «форму скульптуры». Поэтому фабричное изготовление посуды Фрая осуществлялось по шаблонам, которые повторяли все огрехи изготовленных вручную оригиналов.

«Спонтанность», своеобразная эскизная эстетика - это новое проявление качества ручной работы, - присутствует и в рисунках для текстиля, созданных Ванессой Белл, и в черно-белом дизайне плафонов Уиндама Льюиса. Правда, Льюису было недостаточно формального отношения к живописи и декорации, его привлекало абстрактное искусство, которое не столько вызывает впечатления, сколько демонстрирует конструкцию изделия, и Льюис почти сразу же вышел из состава группы «Омега» и основал «Бунтарский художественный центр». Однако тот просуществовал совсем недолго - из-за начавшейся войны. Мастерские «Омега» закрылись в 1919 году.

Авангардное течение в английском дизайне 1920-ЗОх годов представляют Филлис Баррон, Дороти Ларчер и их последователи, которые соединили в текстильной промышленности метод ручной блочной печати с абстрактным рисунком. А сотрудницы-«причудницы» модной в 1930-е годы керамистки Клариссы Клифф устраивали в магазинах демонстрацию того, как белая скучная поверхность преображается до неузнаваемости от простого прикосновения кисти. Ручная роспись как аттракцион! Причем, во всей «Причудливой» серии Клифф наибольшей популярностью пользовался мотив «Крокус»: три сходящихся книзу штриха - цветок и два, потоньше -лепестки. Если бы покупатели не видели своими глазами, как это делается, вряд ли простой рисунок вызвал бы такой ажиотаж.

Кларисса Клифф с тринадцати лет работала на производстве керамических изделий, занималась росписью и литографией. В 1916 году она поступила в штат фирмы «Королевская керамика Уилкинсона» в Берслеме, где ее работы обратили на себя внимание руководства, и в 1927 году Клифф была на несколько месяцев направлена на учебу в Королевский колледж искусств в Лондоне, а затем ей предоставили собственную студию и возможность экспериментировать. Тогда и была основана «Причудливая» серия, принесшая Клифф всемирную известность. В своих работах, будь то посуда или декоративная скульптура, она использовала вызывающие сочетания цветов, абстрактные или полугеометрические наивные мотивы - пейзажи, цветы. Работа в студии Клариссы Клифф строилась на разделении труда: часть ее сотрудниц наносила рисунок на поверхность изделия, другие заполняли эти контуры цветом. Отсюда аппликативный характер «Причудливых» изделий. Яркие рисунки Клифф изменяли саму форму, точнее, создавали ее из ничего, ярким примером тому может служить «Эра Джаза» (1930) - ряд декоративных скульптур, которые, на самом деле, не скульптуры, а рисунки танцующих пар и музыкантов, нанесенные на плоские керамические болванки.

В подобном ключе работала в 1920-ЗОе годы другая английская художница - Сюзи Купер. Сначала она сотрудничала с «Керамикой Грэя», фирмой, специализировавшейся на росписи готовой продукции других фабрик. Работы Сюзи Купер представляли «Керамику Грея» на Всемироной выставке в Париже в 1925 году, а в

1929 Купер основала собственное дело. В довоенные годы она, как и Клифф, разрабатывала абстрактные и стилизованные природные мотивы росписи, держась где-то между авангардом и Ар Деко. После войны Сюзи Купер сотрудничала с «Веджвудом».

В XX веке на «Веджвуде» работали многие интересные художники. С 1903 по 1930 с фирмой сотрудничали Альфред и Луиза Пауэлл, начинавшие когда-то в команде Эрнеста Гимсона - они занимались росписью готовых изделий в духе «Искусств и ремесел».

Кит Мюррей, еще один известный сотрудник «Веджвуда», пришел в предметный дизайн из архитектуры, будучи достаточно знаком с работами художников интернационального движения, в частности, Ле Корбюзье и группы «Де Стиль». Кроме того, на Парижской выставке 1925 года его внимание привлекли изделия из стекла, представленные скандинавскими дизайнерами. В 1930-е годы Мюррей начал свои эксперименты со стеклом в сотрудничестве с компанией «Стивене и Уильяме». В этот период художники известной английской фирмы «Пауэлл и Сыновья», производящей изделия из стекла, продолжали, в соответствии с идеями Рескина, эксплуатировать пластические свойства стекла и создали несколько вполне авангардных серий посуды на основании тех же исторических и природных ассоциаций, которые некогда вдохновляли художников «Искусств и ремесел». В отличие от изделий фирмы «Пауэлл и Сыновья», посуда по эскизам Мюррея демонстрирует одновременно и текучесть, и твердость стекла, поскольку Мюррей работал с ним и в расплавленном состоянии, придавая изделию форму, и в твердом -нанося на него рисунок из плоских граней. Благодаря своему увлечению стеклом Мюррей вышел на «Компанию Веджвуда». В 1932 году он посетил фабрику «Этрурия» и был приглашен Веджвудом в качестве дизайнера. Сотрудничество продолжалось до 1946 года, в этот же период Мюррей как архитектор занимался строительством новой фабрики Веджвуда в Барластоне.

Продолжение: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23