Английский стиль

Большую часть художественного содержания произведений «Котсволдской школы» берет на себя орнамент, в основном вырезанный, непосредственно формирующий поверхность мебели. Он, собственно, символизирует «народность» этих антикварных вещей, поскольку сведен к элементарным геометрическим мотивам (точкам, зубчатым линиям, квадратам, часто с чуть выгнутыми сторонами или закругленными углами, «шахматкам», «квадратным решеткам» и «решеткам-лестницам»). Эта система знаков прекрасно заработала, когда в первые десятилетия XX века выпуск подобной мебели был поставлен на поток фирмой «Хил и Сын» и «котсволдский стиль» упростился до массивных пропорций, геометрических мотивов и демонстрации текстуры дуба. Амброуз Хил сумел соединить правила, по которым играли художники «Искусств и ремесел»: организация выставок, публикации в журналах, таких как «Студия», издание качественных каталогов, - с выпуском относительно дешевой мебели для среднего класса. Влияние «котсволдского стиля» прослеживается и в разработках Петера Беренса для Германского Веркбунда, также рассчитанных на массовое производство.

Мастерские художников «Искусств и ремесел» в Котсволде существовали недолго: альянс Гимсона и братьев Барнсли распался в 1904 году, и последние годы жизни Гимсон больше занимался «бумажным» проектированием. Эксперимент Эшби не окупил себя, предприятие пришло к банкротству в 1908 году, поскольку было оторвано от своих реальных покупателей. Братья Барнсли лучше всего вписались в сельский быт - они продолжали работать в провинции до середины 20-х годов, тесно связав свое дело со школьным образованием, и воспитали целый ряд последователей, благодаря которым традиция

«Котсволдской школы» сохра­няется в Англии до сих пор.

Движение «Искусства и ремесела» повлияло на становление дизайнерской профессии как таковой самым непосредственным образом, его последствия имеют необычайно широкий диапазон - от синтетизма Ар Нуво и «органической архитектуры» Ф. Л. Райта до конструктивизма «Баухауса» и группы «Де Стиль». В самой Англии влияние «Искусств и ремесел» оказалось настолько серьезным, что вплоть до наших дней здесь не родилось ничего подобного этому течению (в XX веке Англию представляли таланты-одиночки и проверенные временем фирмы вроде «Веджвуда» или «Гиллоу»), а все воздействия на британский дизайн извне обязательно видоизменялись в соответствии с прочно усвоенной идеологией «Искусств и ремесел». Собственно, даже не с идеологией, а с характером этого движения, который больше идеологии, - он вмещает в себя и графические эксперименты с традиционной формой, которые были начаты еще в XVIII веке Чиппендейлом, Веджвудом, Гиллоу, продолжены Генри Коулом и Оуэном Джонсом, а потом художниками эстетического направления, и живописное восприятие среды, идею постоянного движения впечатлений, которую развивали Кент, Адам, Гилпин, а вслед за ними Рескин. Наконец то, что действительно принадлежит идеологии «Искусств и ремесел», -завораживающее словосочетание «ручная работа» - осталось для англичан синонимом качества и в XX веке.

Как может существовать ручная работа в условиях массового производства? Исключительно в виде рисунка, графики. «Свобода и спонтанность авторского рисунка» - по этому принципу работали художники группы «Омега» [1, р. 51], которую основал в 1913 году в Лондоне искусствовед Роджер Фрай.

Роджер Фрай знаменит тем, что придумал термин «постимпрессионизм». По окончании Кембриджского университета он обучался живописи в Италии, затем во Франции, потом, начав читать лекции об искусстве, стал критиком и писателем. Его первая книга была посвящена венецианскому живописцу Джованни Беллини (1899). С 1905 по 1910 Фрай - куратор отделения живописи музея Метрополитен в Нью-Йорке, именно на этой работе он познакомился с Сезанном, сыгравшем ключевую роль в его судьбе. В ряде публикаций, посвященных творчеству Сезанна, Гогена, Матисса и Ван Гога, Фрай сформулировал основные положения собственной теории современного искусства, а в 1910 году организовал в Лондоне первую выставку постимпрессионистов.

Основание мастерских «Омега» связано с участием Фрая в кружке Блумсбери -дискуссионном клубе, среди членов которого были писатели, философы, художники. Производственное объединение «Омега» должно было, по мысли Фрая, поддержать молодых художников-авангардистов. В объединение вошли художники Дункан Грант, Уиндам Льюис, Ванесса Белл. Мастерская выпускала мебель, расписанную вручную, керамику, текстиль. Главным достоинством изделий группы «Омега» (как в случае с бумажными обоями Морриса) оставалась собственно декорация. Художники-декораторы группы «Омега» черпали вдохновение в современной живописи, использовали ее полуабстрактные мотивы и развивали в прикладном искусстве эстетику формализма. Согласно теории изобразительного искусства, разработанной Фраем, форма и эмоция, которую она вызывает, составляют целое; форма произведения искусства и есть его эстетическое качество в чистом виде. Такое восприятие формы Фрай называл «эстетическим видением».

Продолжение: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23