Английский стиль

В 1896 году Макинтош получает заказ на проектирование интерьеров чайных заведений мисс Кранстон. Над этими интерьерами он работал в сотрудничестве с Джорджем Уолтоном, старшим представителем школы Глазго. Декораторская фирма Уолтона, переехавшая впоследствии из Глазго в Лондон, можно сказать, выросла на заказах Кранстон конца 1880х годов, а потом передала эстафету Макинтошу и художникам его круга.

В 1894 году Макинтош организовал группу «Четыре», куда вместе с ним вошли его жена, художница Маргарет Макдоналд, и чета Макнейр, тоже выпускники школы Глазго. Четверка занималась изготовлением мебели, изделий из металла и вышитых панно. Уже через год после основания группа экспонировала свои работы на выставке в Льеже, за которой последовало участие в целом ряде международных выставок, в том числе в «Венском Сецессеоне» 1901 и Туринской выставке 1902 года.

То, что Макинтоша гораздо более восторженно принимали за границей (особенно в Германии и Австрии), а не на родине, позволяет отнести его скорее к художникам модерна, чем движения «Искусств и ремесел». Впрочем, эти два направления в изобразительном искусстве рубежа XIX-XX веков настолько тесно переплетены, что вернее назвать Макинтоша автором оригинального стиля. Макинтош был в равной мере архитектором и дизайнером, он нашел свой стиль между этими дисциплинами: в его постройках столько же от дизайна, сколько в проектах мебели и тканей от архитектуры. До такого синтетизма не поднимался ни один художник «Искусств и ремесел» да, пожалуй, и ни один художник модерна.

«Школа Глазго» - исключительное явление: в основном, вся творческая и производственная жизнь движения «Искусства и ремесла» была сосредоточена в Лондоне. И даже феномен «Котсволдской Школы» - самого сельского и пуританского направления «Искусств и ремесел», - непосредственно связан с Лондоном.

В 1890 году в Лондоне была основана мебельная фирма «Кентон и Ко». Ее основатели - архитекторы и художники, сотрудничавшие с архитектурными фирмами: Эрнест Гимсон, братья Сидней и Эрнест Барнсли, Реджинальд Бломфилд, Альфред Пауэлл и В. Р. Летаби - в прошлом ассистент Нормана Шоу, ставший одним из инициаторов создания сначала «Гильдии художественных рабочих», а затем -ассоциации «Искусства и ремесла». Несмотря на успех первой же выставки продукции «Кентон и Ко», в 1892 году предприятие пришло к банкротству. Однако идеология ремесленного труда как некоего каждодневного ритуала, необходимого человеку для существования в согласии с собой и окружающим миром, сохранилась. Летаби в середине 90-х основал в Лондоне Центральную школу искусств и ремесел и выпустил книгу «Архитектура, мистицизм и миф» (1892). А Эрнест Гимсон и братья Барнсли со своей группой продолжали заниматься мебелью: в 1902 году они основали в Сэппертоне, Глостершир, «Мастерские Даневэй», а в 1903 году со своими семьями переехали в Сэппертон, в дома, построенные по собственным проектам, в соответствии с идеалом простой сельской жизни. Исход художников «Искусств и ремесел» в Котсволд -английскую глубинку, сохранившую свой средневековый облик, -получился тем более массовым, что в том же году в городке Чиппинг Кэмпден, по соседству с Сэппертоном, обосновлось около 150 членов «Гильдии ремесел» Эшби и их семейств, чтобы воскресить ремесло в родной ему среде. Качество ручной работы как часть замысла художника, стремление передать характер материала, привлечение наивных мотивов народного искусства - самые очевидные черты «Котсволдской школы». Гораздо интереснее то, что, скажем, Эшби и его ученики использовали промышленные заготовки - проволоку, металлические шары, - для своих «произведений ремесленного искусства».

Но, все же главным образом, известная «Котсволдская школа» ассоциируется с оригинальным стилем деревянной мебели, разработанным Гимсоном и Барнсли. Этот стиль отличает любовь к большим поверхностям некрашенного дерева, широкое использование инкрустаций, в которых разные породы дерева, разные его оттенки и текстуры, чередовались с перламутром, металлом и розетками из позолоченного гипса. Эскизы

Гимсона из собрания музея Виктории и Альберта демонстрируют особую привязанность художника к ярким, экзотическим материалам: даже рисунок стула - образец экономичного и функционального решения, - имеет такое примечание автора: «выполнить из черного дерева и неполированного гондурасского вяза с мягким кожаным сидением». Хотя Гимсон в 1890 году специально ездил в провинцию изучать приемы народного искусства, его мебель ближе эстетической традиции и творчеству Годвина и одновременно предвосхищает Ар Деко 1930-х. В отличие от Гимсона, Сидней Барнсли не только проектировал, но и сам изготавливал мебель, он разработал собственную «эстетику ручного труда», используя местные материалы, сознательно огрубляя пропорции изделий, сохраняя и подчеркивая неровности их поверхности.

Продолжение: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23