Английский стиль

Увлечение антиквариатом и копированием привело к развитию палладианства в английской архитектуре - наверное, первого стиля, сосредоточившегося не столько на задачах самой архитектуры, сколько на выражении социального статуса и определенной жизненной позиции заказчика. Палладианское направление дает примеры такого отношения к исторической традиции, когда копирование образца оценивается как оригинальное произведение искусства. Палладио был для его британских последователей, прежде всего, историком античности и автором модели античной архитектуры. В 1731 - 1732 годах лорд Берлингтон, археолог-любитель и меценат, использовал археологические изыскания Палладио при проектировании главного фасада здания Ассамблеи в Йорке, а реконструкция Египетского зала, выполненная Палладио по описанию Витрувия, послужила прототипом интерьера в этом здании. Ранее, в 1722 году К. Кэмпбелл спроектировал Мирворт-касл, предложив свою трактовку виллы Ротонды Палладио, а спустя два года лорд Берлингтон строит собственную виллу в Чизвике. Вскоре в Лондоне вышел труд некоего Герберта Кастелла «Виллы древних» (1728), - своеобразный путеводитель-по древнеримским виллам, описанным Плинием Младшим.

Эскизы Уильяма

Кента, относящиеся к первой половине XVIII века, - пример того, как много заключает в себе рисунок или чертеж, выполненный художником-проектировщиком. И неудивительно: Кент был поистине ренессансной фигурой. Начал он свою карьеру с того, что расписывал кареты, но, посланный в 1709 году в Италию вместе с коллекционером Талманом, волею случая стал рисовальщиком. По возвращении в Англию, Кент, благодаря политическому влиянию своего вновь приобретенного друга и покровителя лорда Берлингтона, идет на повышение - становится живописцем исторического жанра. Одновременно начинает работу над проектом лорда Берлингтона -альбомом «Рисунки Иниго Джонса» (опубликованный в 1727 году, альбом стал не столько памятником Джонсу, сколько демонстрацией многочисленных талантов Кента и его собственных работ). Наибольшую известность Кент приобрел в 1730-е - 1740-е годы, добившись возможности работать архитектором и декоратором. В интерьерах Кента много нововведений, необычность которых граничит с гротеском. Он использовал яркие росписи, имитирующие древнеримские мозаики, проектировал мебель, целиком состоящую из палладианских архитектурных мотивов, любимейший из которых - раковина. Замечателен проект парадной лестницы, который Кент осуществил в Лондоне (Беркли-сквер, 44): пышный «древнеримский» декор, ионический ордер, позолота, и - на фоне всего этого - чугунные перила, устремляющиеся вверх по спирали. Кент создал пейзажный парк, по меткому выражению Хореса Уолпола, «перепрыгнул через забор и увидел, что вся природа - это Сад» [8, р. 226]. Архитектурные рисунки Кента любой степени проработанности (даже чертежи с размерами) замечательны тем, что на них всегда рядом с архитектурой изображены ее обитатели, не как фрагмент этой архитектуры, скорее как шарж на заказчика. Так, на полях чертежа из собрания музея Виктории и Альберта изображен толстый повар с ножом. Для сравнения можно вспомнить грандиозный, неосуществленный проект зала для Вестминстерского дворца, - там на полях Кент изобразил эпизод церемонии открытия Парламента.

В 1735 году, когда Уильям Кент создает свой самый знаменитый проект - Холкхэм-холл, его коллега Уильям Хогарт пишет одному из членов Парламента: «Проектирование (designing) есть основа живописи, скульптуры, архитектуры и так далее; и в той мере, в которой проектирование поощряется и совершенствуется, будут последовательно совершенствоваться и эти [дисциплины]. И малые искусства, которые зависят от проектирования, - все украшения зданий, садов, и даже мебели, одежды и экипажей, где точность линий и выдумка в деталях придают работе чистоту и элегантность, -получат свою долю от этого усовершенствования» [1, p. vni].

В 1753 году живописец и общественный деятель Шипли опубликовал предложение о сознании фонда поддержки свободных искусств, а спустя год в кофейне в Ковент Гардене состоялось   первое   собрание

организованного им «Общества поощрения искусств, производства и коммерции». На этом собрании было решено присудить премии - во-первых, лучшим рисовальщикам, во-вторых, производителям кобальта и марены.

Среди членов новой организации - Бенжамен Франклин, Уильям Хогарт, Сэмюэль Джонсон. «Общество искусств» устраивает первые подобия промышленных выставок, разыгрывает первые медали. В 1757 году награды были присуждены за ковроткачество и за организацию прядильных мастерских в работных домах. Кроме того, «Общество искусств» учредило призы за посадку деревьев, чтобы поддержать таким образом кораблестроение и промышленность Англии. Спустя год «Общество искусств» выдавало премии уже за достижения в той или иной области: «сельское хозяйство», «химия», «колонии и торговля», «производство», «механика» и «изящные искусства». Параллельно с поощрением промышленности и торговли, в 1760 году «Общество искусств» предоставляет зал на Стрэнде для проведения первой выставки современных английских художников (вход свободный, цена каталога - шесть пенсов) - это начинание имело успех и, как ни странно, стало первым шагом на пути к созданию в Англии Королевской Академии художеств.

Продолжение: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23