Английский стиль

Заметный вклад в развитие различных направлений европейского и американского модерна принадлежит периодическим изданиям «Искусств и ремесел», из которых самым влиятельным был, пожалуй, журнал «Студия», основанный в 1893 году. Регулярное участие художников движения «Искусства и ремесла» в международных выставках создавало еще одну область взаимовлияний «английского стиля» и модерна. Это еще больше усложняет задачу разграничения этих направлений в декоративно-прикладном искусстве рубежа XIX-XX веков. Окончательно запутывает ситуацию деятельность торговой компании «Либерти», которая на гребне волны «Искусств и ремесел» создала общеевропейский стандарт художественных изделий и свой собственный стиль.

Артур Ласенби Либерти основал свое дело в 1875 году. Первоначально фирма специализировалась на продаже восточных товаров - гравюр, тканей и предметов быта, - которые пользовались тогда особенным спросом. Небольшое дело сразу же окупило себя, и Либерти начал расширяться. Поскольку цена подлинных восточных вещей ограничивала число покупателей, он организовал в Англии производство товаров в восточном духе из восточного же сырья. Прежде всего это касалось текстиля. В области производства художественного текстиля у «Либерти» было негласное соперничество с фирмой «Моррис и Ко». Примерно в это же время Моррис начал свои эксперименты с тканями в сотрудничестве с красильщиком Томасом Вардлом, используя метод блочной ручной печати и натуральные красители. С приобретением в 1878 году нового дома Моррис оказался в состоянии установить ткацкие станки и осуществить свою давнишнюю мечту - начать производство ковров ручной работы, а в начале 1880х он основал текстильные мастерские в Мертоне. Компания «Либерти», как и Моррис, пользовалась услугами Томаса Вардла, а одежду в фирменном стиле с 1884 года проектировал признанный знаток японского искусства и автор статей о театральном костюме Эдвард Годвин.

Мебель «Либерти» на раннем этапе существования фирмы импортировалась или изготавливалась в Англии из бамбука. Параллельно Либерти присматривался к изделиям художников эстетического движения. После того, как распался Союз Художников мебели Дрессера, акционером которого был Либерти, последний выкупил патенты двух версий табурета 'Фивы' и наладил их производство в своей студии мебели. Либерти продавал и работы самого Дрессера.

В 1889 году, с открытием магазина в Париже, фирма «Либерти» вышла на международную арену. С этого момента компания продавала не только восточные или англо-восточные товары, но и изделия художников европейского модерна, в частности, французскую керамику, немецкую оловянную посуду и стулья, спроектированные немецким модернистом Рихардом Римершмидом.

В 1890-е годы все усилия Либерти были направлены на создание единого, фирменного, стиля, который создавали для него художники движения «Искусства и ремесла». Основное условие было -выражать не свою индивидуальность, а индивидуальность фирмы.

Образцы текстиля и обоев поставляла «Студия Сильвера», ведущим художником которой с 1896 года был Гарри Нэппер. Эскизы из коллекции музея Виктории и Альберта демонстрируют его манеру, которую принято отождествлять со «стилем либерти» - линии, близкие по духу Ар Нуво, но более условные, и характерная цветовая гамма: розовый, холодный зеленый и индиго.

В 1899 Либерти основал собственное предприятие обработки металлов и начал выпускать посуду. К разработке двух фирменных линий - «Кимрского» серебра и оловянной посуды «Тюдор» были привлечены сразу несколько художников, в их числе Арчибальд Нокс.

Нокс был выпускником Школы Искусств Дугласа, остров Мэн. В 1897 году он уехал в Лондон, где делал проекты сначала для «Студии Сильвера», а через год началось его длительное сотрудничество с «Либерти» (до 1912 года). Помимо изделий из металла, Нокс разрабатывал рисунки ковров и текстиля для «Либерти». Творчеству художника присущи мягкие линии, которые роднят его работы с Ар Нуво, но происходят, как и любовь к полудрагоценным камням-вставкам, из кельтского орнамента. Нокс широко использовал кельтские мотивы в проектировании, в частности, того же «Кимрского» серебра или знаменитых часов «Forever, Never».

Работы Нокса с успехом выставлялись за границей, особенно в Германии. После Первой мировой войны Нокс отошел от проектирования, занялся живописью и преподавательской деятельностью в Школе Искусств Дугласа, где когда-то началась его карьера.

Одним из наиболее известных участников движения «Искусства и ремесла», сотрудничавших с «Либерти» и принимавших участие в формировании стиля компании, был архитектор и дизайнер Ч. Ф. Э. Войзи. Собственно, Войзи начал свою карьеру как архитектор, но, при отсутствии серьезных

Продолжение: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23