Английский стиль

В 1882 году Э. X. Макмердо основал «Гильдию века». Макмердо, архитектор по профессии, учился в оксфордском классе рисунка у Рескина, сопровождал его в поездках по Северной Италии. В 1877 году Макмердо встречался с Моррисом, который во многом вдохновил появление «Гильдии века» - ассоциации художников, желающих перевести производство предметов быта из области коммерции в область искусства. Деятельность художников «Гильдии века» была тесно связана с конкретными архитектурными заказами, они выпускали все, что касалось обустройства интерьера - мебель, текстиль, обои, витражи, фурнитуру, посуду. Но наиболее влиятельное начинание «Гильдии века» - журнал «Игрушечная лошадка», первый номер которого вышел в 1884 году. «Игрушечная лошадка» выпускалась как произведение искусства - на бумаге, изготовленной вручную, с оригинальными иллюстрациями и заставками художников - членов гильдии. Издание осуществлялось при непосредственном участии Эмери Волкера - печатника, будущего соратника Морриса в его издательстве «Келмскотт-пресс». На титуле первого номера изображен терновник, гнущееся под ветром дерево, летящие птицы, - основные символы будущего движения «Искусства и ремесла».

Одновременно с «Гильдией века» появилась «Гильдия художественных рабочих». Ее участниками были архитекторы, ученики и ассистенты Нормана Шоу, объединившиеся с художниками-прикладниками, бывшими членами группы «Пятнадцать»: Льюисом Деем, Уолтером Крейном и другими.

В 1886-87 годах Чарлз Эшби основал в Тойнби Холл, благотворительной миссии лондонского Ист-Энда, класс чтения Рескина, который вскоре был преобразован в класс рисунка и прикладного искусства. Под руководством Эшби его ученики занимались отделкой столовой Тойнби Холла, результатом совместного труда стало основание «Гильдии ремесел» (1888).

Особую роль в истории движения играли выставки, представлявшие творчество всех локальных гильдий и школ как нечто единое. При поддержке Макмердо была основана выставочная организация «Ассоциация бытовых искусств и промышленности» (1885), проводившая ежегодные выставки в Альберт-холле. Вскоре появилось выставочное общество «Искусства и ремесла» (1888), объединившее архитекторов, художников-прикладников и производителей. Его костяк составила группа бывших участников «Гильдии художественных рабочих» - Уолтер Крейн, Льюис Дей, Летаби, Бенсон, Де Морган.

Керамист Уильям Де Морган - один из наиболее известных участников движения. Он был близко знаком с Моррисом, достаточно долгое время сотрудничал с его фирмой. Де Морган начинал с проектирования витражей, а в 1872 году основал в Челси собственную фабрику по производству керамики. Следуя идеям Морриса, он экспериментировал с материалом на всех стадиях производства, разрабатывая как оригинальные составы глиняной массы и глазури, так и способы нанесения рисунка. Самым замечательным его нововведением стало повторное открытие люстра - росписи готового изделия специальными красками, которые после восстановительного обжига проявляются в виде металлического или перламутрового блеска разных оттенков. На разработку люстровой керамики Де Моргана вдохновили мавританские образцы и итальянская майолика.

Работы Уильяма Де Моргана отличают тонкие, виртуозно построенные орнаменты в восточном духе и характерная в целом для «английского стиля» трактовка цвета - как историко-культурного фактора. У прерафаэлитов и Морриса тоже присутствовало подобное

отношение к цвету, но в меньшей степени. Цвета тканей и обоев Морриса - это, как правило, цвета средневековой миниатюры, напоминающие французские часословы из коллекции Рескина. У Де Моргана, в его знаменитой люстровой керамике можно встретить «персидские», «греческие», «мавританские» сочетания цветов (что ближе Оуэну Джонсу и эстетическому направлению, чем «Искусствам и ремеслам»). К примеру, «персидское» сочетание цветов (как определил его сам Де Морган): зеленый, черный, бирюзовый. Собственноручные акварельные эскизы Де Моргана разных лет, представленные в коллекции музея Виктории и Альберта, демонстрируют еще одну особенность его работ: изобразительные мотивы не просто адаптированы к форме изделия, - они подчеркивают ее развитие.

В 1882 году Де Морган перебрался со своим производством в Мертон, где размещались мастерские фирмы «Моррис и Ко». Спустя шесть лет он отделился от Морриса, основал фабрику в Фулхеме. А венцом карьеры самого Морриса стало издательство «Келмскотт-пресс» (1891), поднявшее искусство книгопечатания в Англии на новый уровень. Кстати сказать, авторство названия «Искусства и ремесла», ставшего нарицательным, принадлежит переплетчику Кобден-Сандерсону. Кобден-Сандерсон, также как и Волкер, принимавший столь активное участие в издании «Игрушечной лошадки», сотрудничал с Моррисом, а в 1900-х основал совместно с тем же Волкером собственное печатное дело и написал «Идеальную книгу», продолжив опыты Морриса в области каллиграфии и коллекционных изданий. Книга как произведение искусства была частью идеологии движения «Искусства и ремесла» и внесла существенный вклад в его пропаганду. Достаточно вспомнить работу Макмердо «Городские церкви Рена» (1883) со знаменитым титульным листом («цветы-пламя» и «длинные птицы», предвосхитившие стиль Ар Нуво).

Продолжение: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23