Английский стиль

В 1875-76 годах Годвина привлек к сотрудничеству предприниматель Джонатан Карр, задумавший строительство пригородного жилого района Бедфорд Парк в эстетическом духе. «Город-сад» Бедфорд Парк, по мысли Карра, должен был обеспечить своим жильцам живописные виды из окон и связь с природой, поэтому район получил свободную планировку, на его территории сохранялось как можно больше старых деревьев, а дома строились в полу-английском, полу-голландском краснокирпичном «стиле королевы Анны», который пришел скорее из живописи, чем из архитектуры. Годвин выполнил для Карра два типовых проекта, которые были опубликованы и не нашли поддержки у критиков. Тогда Карр разорвал отношения с Годвином и пригласил архитектора Нормана Шоу, который и выполнил большую часть работ по строительству Бедфорд Парка. В 1881 году «город-сад» был заселен, одним из первых его жильцов стал будущий нобелевский лауреат ирландский поэт Уильям Батлер Иейтс.

Что касается Годвина, то он продолжил эстетические опыты в проектировании совместно с живописцем Уистлером: в 1877 году он начал строить скандально известный Белый дом Уистлера на Тайт Стрит в Челси, а для Всемирной выставки 1878 года в Париже Годвин вместе с Уистлером создали для работ художника павильон «Гармония в желтом и золотом: кабинет бабочки». Впоследствии Годвин занимался оформлением интерьеров дома Оскара Уайльда (1884).

Годвин - автор ряда статей о театральных декорациях и костюме. Кроме того, он писал для журнала «Британский Архитектор» статьи, посвященные японскому искусству, кельтской и саксонской архитектуре, а также проблемам современной архитектуры.

Кристофер Дрессер - еще один выдающийся представитель эстетического движения 1870-80х годов. С 1847 по 1854 Дрессер учился в Государственной школе дизайна в Сомерсет Хаус. Его курсовой проект - образец ткани, - получил приз и был отдан в производство.

Дрессер увлекался морфологией растений и уже в школе начал читать лекции по ботанике, а по окончании школы был назначен лектором Департамента Науки и Искусства.'В 1855 году Дрессер запатентовал метод «натуральной печати» (двумя годами раньше подобная технология впервые была разработана Алоисом Ауэром, директором Венской государственной типографии). Метод заключался в следующем: растение помещали между стальной и оловянной пластинами, под давлением на оловянной доске оставался след, который раскрашивали и использовали для печати.

В 1856 Дрессеру как специалисту по ботанике было доверено выполнить лист для «Грамматики орнамента» Оуэна Джонса, иллюстрирующий «геометрическое устройство растений». В 1857 и 1858 годах «Художественный Журнал» издал ряд его лекций под общим заголовком: «Ботаника, адаптированная к искусству и производству», а в 1859-60 годах Дрессер пишет несколько книг по ботанике. Ему удалось соединить исследования морфологии растений с искусством построения орнамента (за что Иенский университет присвоил ему в 1860 году степень доктора философии). Дрессера завораживала идея перевода живых, постоянно меняющихся форм природы в двухмерный орнамент. В 1862 году Дрессер основал школу-студию в Лондоне и предоставил ряд своих работ, главным образом, обои и текстиль, для Всемирной выставки. Тогда же была издана его первая книга, посвященная построению орнаментов: «Искусство декоративного проектирования».

Дрессер считал орнамент высшей формой изобразительного искусства, поскольку орнамент представляет собой эмоцию в чистом виде. Под сильным влиянием творчества Оуэна Джонса Дрессер

создал главную свою работу - иллюстрированные цветными литографиями «Очерки о дизайне» (1876), где были представлены образцы декора, сочиненные самим автором. Один из наиболее известных и оригинальных - «Мороз», решение витражного окна (идея была навеяна узорами, которые мороз рисует на стекле). Дрессер осуждал современную ему практику создания витражей, считая, что окно «не может быть картиной, решенной в свете и тени» [10, р. 267].

Дрессера, как и Годвина, чрезвычайно заинтересовала коллекция японского искусства сэра Рутерфорда Алкока, представленная на Всемирной выставке 1862 года: он делал зарисовки и приобрел некоторые предметы из этой коллекции. В 1876 и 1877 Кристофер Дрессер посещал Японию в качестве полуофициального лица (он представлял Южно-Кенсингтонский музей, одновременно собирал коллекцию для нью-йоркской компании «Тиффани» и готовил выставку, посвященную столетию независимости Филадельфии). В 1877 году Дрессер в течение трех месяцев жил в Японии, изучая ее быт и прикладное искусство. Результатом была книга «Япония. Ее архитектура, искусство и ремесла» (1882). Любопытно, что Дрессер первым обратил внимание на архитектуру Японии (его современники считали, что ее просто не существует). Возвратившись в Англию, он, в сотрудничестве с будущим редактором журнала «Студия», основал фирму «Дрессер и Хольм» по импорту восточных товаров. Одновременно Дрессер создавал собственную продукцию, от кованой мебели до посуды и текстиля, в сотрудничестве с разными фирмами. Его керамика для Минтона и Веджвуда экспонировалась на Всемирной выставке в Париже в 1867, изделия из металла для Колбрукдейла - в Лондоне в 1871, образцы обоев для одиннадцати английских компаний - в Париже в 1878. В 1880 году Дрессер основал Союз Художников мебели и с января до декабря 1881 был редактором «Мебельной газеты». Оба предприятия потерпели неудачу.

Продолжение: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23