Английский стиль

Надо отметить, что в эстетическом движении было два основных течения -близкое Моррису «готическое» и близкое Оуэну Джонсу «восточное». Было бы ошибкой слишком четко их разграничивать. Осмысление «эстетического» искусства в целом невозможно без упоминания о диалоге с искусством Японии, заимствовании многих его приемов, в частности, фактуры и техники японской гравюры. В то же время, «готические» декор и мебель этого периода были демократичнее «восточных», легко могли сосуществовать в интерьере и с японским фарфором, и с обоями Морриса, и со знаменитой «викторианской» плиткой массового производства.

Интерьеры в «готическом» духе, допускающие гармоничное сосуществование антиквариата и массовой продукции, предложил публике архитектор и декоратор Чарлз Истлейк. В 1868 году он опубликовал «Заметки о вкусе в домоводстве». Истлейк осудил тот факт, что массовое производство привело к навязыванию людям определенного стиля и выразил уверенность в том, что дома должны отражать индивидуальность своих хозяев. При этом он проповедовал использование «облегченных» стилей, где простота являлась бы источником наслаждения. Книга получила широкое распространение в Англии и Америке («стиль Истлейк») - и не удивительно: призывая

к повышению художественного качества вещи и, в то же время, объясняя, что это художественное качество есть простота, Истлейк, по сути дела, говорил о производстве, более выгодном с коммерческой точки зрения.

Большинство проектировщиков-эстетов, работавших в «готическом стиле», продолжо линию О. В. Пьюджина - линию «комфортной готики». В том, что касается оформления интерьера, это, прежде всего, много дерева, в основном светлых пород, инкрустация, роспись, витражи и изделия из металла. Помимо Истлейка, наибольшую известность в этом направлении приобрели Брюс Талберт, автор книги «Готические формы примененные к мебели» (1867-68) и Уильям Берджес, создавший Средневековый Двор на Второй Всемирной выставке (1862). Берджес, будучи архитектором «английского стиля», проектировал мебель и посуду для своих интерьеров, как церковных, так и жилых. Он пошел еще дальше Пьюджина, утверждая, что готические формы ассоциируются не только с чем-то возвышенным и серьезным, но также с радостью и шуткой. Наиболее полно его талант и индивидуальность проявились в проектировании интерьеров Кардиффского замка и собственного дома. Берджес соединил в своих работах массивность и устойчивость формы с богатством красок и тонким рисунком росписей в духе средневековой миниатюры. Мебель Берджеса расписывали Берн-Джонс, Альберт Мур и другие известные английские художники того времени.

Эдвард Годвин, архитектор и инженер-строитель из Бристоля, познакомился с Берджесом в 1858 году. Первый серьезный проект Годвина, Нортхемптонская Ратуша (1861), был создан в неоготическом стиле под влиянием «Камней Венеции» Рескина и общения с Берджесом. В 1860-е Годвин и Берджес вместе вместе ездили в Ирландию, где исследовали кельтскую архитектуру и прикладное искусство и где по проектам Годвина велось строительство замков. Самый известный - замок Дромор, для которого, начиная с 1867 года, Годвин проектировал оригинальную мебель, получившую впоследствии название «англо-японской».

Японское искусство западному миру открыли именно англичане. Впервые гравюры и предметы декоративно-прикладного искусства Японии были широко представлены на Всемирной выставке 1862 года в Лондоне (коллекция дипломата Рутерфорда Алкока), и только спустя пять лет работы Хокусая произвели сенсацию на Парижской Выставке. Годвин входил в число тех, кто покупал предметы японского прикладного искусства после Выставки 1862 года и в дальнейшем испытал значительное влияние японской культуры. В англо-японском стиле Годвин проектировал мебель для «Ватта и Ко» и многих других компаний, включая «Гиллоу»; керамику и плитку для

Минтона; обои для «Джеффри и Ко». Самый известный проект Годвина, ставший иконой эстетического движения - строгий и, одновременно, изящный буфет 1867 года, геометрический образ которого балансирует на грани неоготики и англо-японского стиля. Собственно, существовуют две версии буфета Годвина (обе выпускала в 1860-70х годах компания Уильяма Ватта): первая версия - из черного дерева (точнее, из черненного красного дерева) с серебряной фурниторой и вставками из японской пергаментной бумаги; вторая версия - из неокрашенного дуба, способная отлично вписаться в интерьеры Истлейка и его последователей. Вот яркий пример того, насколько тесно принадлежность той или иной культуре была связана для английских художников-декораторов с цветом и фактурой материала.

Продолжение: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23