Английский стиль

В 1844 году, после победы на конкурсе, Барри снова привлек Пьюджина к сотрудничеству - на этот раз Пьюджину была поручена разработка интерьеров Вестминстерского дворца (в собрании музея

Виктории и Альберта находятся авторские эскизы декора для этого «образцового» сооружения своей эпохи). К выполнению заказа Пьюджин подключил своих партнеров, в том числе Хардмана и Минтона. Столь тесное сотрудничество привело к тому, что промышленники привлекли Пьюджина к созданию знаменитого Средневекового Двора на Первой Всемирной выставке. Большая часть его экспонатов была приобретена Комитетом по закупкам Южно-Кенсингтонского музея, в состав которого вместе с Коулом и Редгрэйвом входил и сам Пьюджин.

Реформированная трудами Пьюджина и Рескина «готика» заключила в себе идеи справедливого устройства общества, нравственности и близости природе, словом, в Англии «Золотой век» Руссо переместился из первобытной хижины под своды готического собора. В начале 1850-х в Лондоне группой единомышленников, называвших себя христианскими социалистами, было основано учебное заведение нового типа - «Коллегия рабочих». «Коллегия рабочих» функционировала по принципу средневековых университетов, то есть представляла собой сообщество равных -учеников и учителей, - связанных духом христианского братства, а не соображениями купли-продажи. Необычно то, что преподавали в «Коллегии рабочих», в основном, гуманитарные дисциплины. Джон Рескин был одним из преподавателей. К чтению лекций привлекались и художники «Братства прерафаэлитов», которые на тот момент обитали в доме напротив.

В 1856 году квартиру в «прерафаэлитском доме» (Ред Лайон Сквер, 17) снимали Уильям Моррис и Эдвард Берн-Джонс, только что окончившие университет: Моррис, решив посвятить себя архитектуре, поступил в мастерскую Дж. Стрита, а Берн-Джонс занимался живописью под руководством Росетти и преподавал в «Коллегии рабочих». Еще с оксфордских времен (когда обоих ожидала карьера богослова) Моррис и Берн-Джонс были одержимы идеей создания братства наподобие Круглого стола короля Артура. Поэтому квартиру на Ред Лайон Сквер друзья переоборудовали на свой лад: Моррис спроектировал круглый стол и стулья, его новый знакомый архитектор Филип Уэбб - платяной шкаф, Росетти и Берн-Джонс расписали эту мебель. В ранних дизайнерских опытах Морриса главным было переживание жилой среды как возможности реализовать свою личность - то, из чего впоследствии родился Красный дом (во время путешествия по Сене, когда Уэбб набросал его идею на полях путеводителя).

Постройка и оборудование собственными силами Красного дома (1860) привели в 1861 году к основанию фирмы «Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко». Продукция фирмы была впервые представлена публике на Всемирной выставке 1862 года, тогда же вышел каталог.

Моррис объединил всех, кто участвовал в строительстве и отделке Красного дома. Берн-Джонс, еще в 1857 году начавший экспериментировать с витражами и гобеленами, с момента основания фирмы Морриса делал для него эскизы витражей, керамической плитки, картоны для вышивок и гобеленов, расписывал мебель. Филип Уэбб проектировал мебель и изделия из металла. Кроме того, он разрабатывал оригинальную посуду из стекла - под влиянием венецианских и североевропейских образцов 16-17 вв, однако, далеко превосходя их в том, что касается лаконичности формы и выявления природы материала. В свое время Рескин подверг критике стекло образца Великой выставки за обилие граней и грубое - как с камнем - обращение с хрупким материалом. Стекло Уэбба, как бы иллюстрируя эту мысль, «течет» и застывает каплями, о чем в какой-то мере дают представление авторские эскизы из собрания музея Виктории и Альберта.

В стремлении показать характер материала, а форму изделия сделать простой и капитальной, воплотилась идея ремесленного, ручного труда. Роспись мебели еще больше усиливала этот эффект «рукотворного качества». На самом деле, разумеется, фирма Морриса тесно сотрудничала с промышленниками, правда, их круг можно назвать элитарным. Витражи и изделия из стекла выполняла фирма «Джеймс Пауэлл и Сыновья» на своей фабрике в Лондоне. Мебель в готическом стиле по эскизам Джона Полларда Седдона изготавливалась на фабрике его отца, тоже в Лондоне. Оригинальные обои по эскизам Морриса выпускала с 1860-х фирма «Джеффри и Ко». Эти обои стали самой доступной и популярной продукцией фирмы Морриса на раннем этапе ее существования. В них ярко проявился талант Морриса - орнаменталиста, - который впоследствии заставил его основать собственное ткацкое дело и знаменитое издательство «Келмскотт-пресс».

Продолжение: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23